понедельник, 25 февраля 2013 г.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СВАДЬБА



Свадьба издавна является началом новой семейной жизни двух людей. Современные семьи создаются обычно по обоюдному согласию и по взаимной любви. Но так было не всегда. В еще не столь давние времена о свадьбе договаривались родители жениха и невесты. Они сами выбирали подходящую пару для своего сына или дочери. Сейчас такие браки называют брак по расчету. Очень часто родительский расчет бывал правильным, и возникала крепкая семья, которая жила долго и счастливо. 

Сватовство

На Руси в старые времена большинство браков начиналось со свахи. Раньше это была почти профессия – уважаемая и весьма доходная. Общительные женщины, как правило, вдовые, знали, где есть “товар”, а где – “купец”. Ушлая сваха всегда имела “штат” осведомителей. И чем выгоднее была сделка, тем большее вознаграждение она получала. Помимо этого свахе всегда дарили кашемировую шаль. Чем больше шалей, тем квалифицированнее сваха.

Существовал специальный ритуал сватовства и ряд предосторожностей, которые следовало строго соблюдать, чтобы сватовство прошло удачно. Например, в дом к предполагаемой невесте сваты приезжали вечером, чтобы было меньше ненужных свидетелей. Разговор сваты начинали издалека, хотя подлинная цель визита была очевидна. Сначала говорили об урожае, о хозяйстве и лишь потом переходили к делу.

суббота, 23 февраля 2013 г.

ДОМ-МУЗЕЙ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО




В сентябре 2005 года в Старом Крыму открылся музей мастера лирической прозы Константина Георгиевича Паустовского стараниями заслуженного работника культуры Крыма Н.С. Садовской, меценатов, правительства АРК и дирекции заповедника «Киммерия М.А. Волошина». Музей входит в эколого-историко-культурный заповедник “Киммерия Волошина” и является первым музеем Паустовского в Крыму.

Домик на улице Карла Либкнехта в бытность Паустовского в Старом Крыму принадлежал медсестре Вере Романовне Олейниковой (Рутковской), у которой писатель снимал две изолированные комнаты. К.Паустовский останавливался в этом доме в 1938 и в 50-х гг. прошлого столетия. Помимо этого, он приезжал в Старый Крым в 1935 и 1949 гг., но тогда он жил в других домах. Внук Веры Романовны, Владимир Родин, продавший дом для музея, был лично знаком с Паустовским. Он постоянно приезжал в гости к бабушке, и ему часто удавалось общаться с Константином Георгиевичем.

Ветхое строение специально для музея приобрела киевлянка Александра Садовская. Ее мать, Надежда Садовская, создатель старокрымского литературно-художественного музейного центра, стала директором музея Паустовского. Ремонт был проведен на личные сбережения людей, влюбленных в творчество писателя.

В музее представлены подлинные вещи из интерьеров трёх старокрымских домов, в которых останавливался Константин Георгиевич, и дома в Коктебеле, где в начале 50-х годов он жил у Феодосии Печерикиной. Собрать экспонаты помог Московский литературный музей Паустовского; его приемная дочь Татьяна Арбузова, которая живёт в Тарусе, где похоронен Паустовский; клуб друзей Коктебеля "Чандира"; Феодосийский литературно-мемориальный музей А. Грина. Большую поддержку оказали Министерство культуры республики и  ялтинский предприниматель Валерий Сотников.

Большая часть мебели, имеющаяся в музее сегодня, сохранилась еще с тех времен. В экспозиции собраны архивные документы, письма, сведения о жизни и творчестве писателя, вещи, которыми он пользовался. Например, старый патефон, найти который помогли местные жители. Паустовский был большим любителем музыки. Музей украшают спасательный круг с прогулочного теплохода "Константин Паустовский" ялтинского пароходства, две литографии, которые висели в квартире писателя в Москве, кувшин, из которого писатель пил молоко, переданный в музей Любовью Печерикиной, ставшей героиней рассказа "Встреча".

Гидромагнитный компас, линзы с маяка на Казантипе, кнехт, картины, фотоаппарат, удочки, с которыми писатель любил ходить на рыбалку.

В экспозиции представлены не только подлинные вещи, но и редкие фотографии. В том числе Ивана Бунина, с которым Паустовский встречался в Москве и который благословил его писать прозу, заметив, что стихи он пишет "с чужого голоса". Представляют интерес фотографии старого Коктебеля, где Паустовский жил в 1950 году, общался с вдовой Максимилиана Волошина Марией Степановной.  

Дом утопает в большом фруктовом саду. Это прекрасное место для проведения в летнее время различных конференций, литературных встреч, вечеров. Многие жители Старого Крыма до сих пор помнят, что здесь бывал К.Паустовский. Именно здесь он написал свое знаменитые повести "Черное море", "Горная роса", "Сказочник".  

Открытие музея было приурочено к 125-летию со дня рождения другого не менее известного писателя - Александра Грина, увлечение творчеством которого и привело Паустовского в заштатный, удаленный от моря тихий городок. На одной улице с музеем Паустовского в Старом Крыму - дом Грина. В тридцать четвертом году Паустовский знакомится здесь с женой Грина  - Ниной Николаевной. Александр Грин был любимым писателем Паустовского. В повести "Черное море" ему посвящена целая глава. В этом доме Паустовским были написаны статьи о любимом писателе: "Волшебник", "Жизнь Александра Грина". На небольшой вёсельной лодке с надписью "Памяти Грина" Паустовский ходил по Каме. Во дворе музея - лодка пятидесятых годов с аналогичной надписью.

С апреля по ноябрь в саду Дома-музея действует экспозиция под открытым небом «Зеленый мир Константина Паустовского». Здесь можно ознакомиться с цитатами из произведений писателя, отдохнуть в тени деревьев, наслаждаясь прекрасным садом и чистейшим старокрымским воздухом, который Паустовский воспевал в своих произведениях.

Ежегодно в последнее воскресенье мая, в честь дня рождения Константина Паустовского в музее собираются почитатели творчества писателя, люди неравнодушные – романтики, мечтатели, писатели, поэты, исполнители авторской песни на слет романтиков «Соранг», получивший название благодаря легендарному ветру, описанному в одноименном рассказе Паустовского.



Анна Бугрий

По материалам сайтов : http://staryi-krym.narod.ru/art/paustmuseum/index.htm

http://voloshin.crimea.ua/zapovednik/dom-muzej-kg-paustovskogo.html


вторник, 12 февраля 2013 г.

15 ФЕВРАЛЯ - ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ


Часть иконы Синайского монастыря
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа. В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец»(Лк. 2, 35).
В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица  и она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

У русских в крестьянской среде Сретенье не считалось большим праздником. В традиционном сознании название праздника связывалось с представлением о том, что в этот день происходит встреча зимы и лета. Осмысление дня Сретенья как календарного рубежа обусловило приуроченье к нему большого количества земледельческих примет. Так, в народе говорили: «На Сретенье в день снежок - весною дожжок». Капель на Сретенье предвещала урожай пшеницы; тихая и ясная погода - хороший лен. Верили, что ветер в Сретенье отряхивает нечисть с деревьев, что должно обеспечить урожай фруктов. В связи с этим был распространен обычай после сретенской заутрени идти в сад и трясти руками фруктовые деревья. В этот же день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы они были нoски. В связи с этим обычаем говорили: «Корми в сретенье кур овсом - весной и летом будешь с яйцом».

У русских мало где совершались обряды, соотносящиеся с христианским значением Сретенья. В некоторых местах Вологодской губ. крестьяне обходили свои дома с иконой Сретенья Господня или Спаса. При внесении иконы в дом после обхода вся семья, преклонясь на коленях, произносила: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».


«ЕКАТЕРИНИНСКИЙ» ФОНТАН СТАРОГО КРЫМА



После присоединения Крыма к России Старый Крым получил новое название — Левкополь (Тихий город). Имперское правительство намеревалось сделать город столицей Таврической губернии. Однако столицей стал Симферополь, и хотя с 8 февраля 1784 года Старый Крым - центр Левкопольского уезда, уже 2 апреля того же года уездным городом стала Феодосия. Старый Крым на долгие годы остался заштатным городом.

В 1787 году состоялось путешествие в Крым Екатерины II, которое до сих пор остается самым знаменитым крымским путешествием. В свиту императрицы входили князь Потемкин, австрийский император Иосиф II, путешествовавший под именем графа Фалькенштейна, принц де Линь, граф де Сегюр, граф А. Безбородко и другие высокопоставленные лица. Екатерина II в сопровождении своей пышной свиты посетила Симферополь, Севастополь, Феодосию.

27 мая 1787 года в 2 часа пополудни Екатерина II выехала из Карасубазара (совр. Белогорск) и в седьмом часу прибыла в Старый Крым, где остановилась на ночлег в специально для этого построенном дворце. По прибытии императрицы легкоконный Таврический полк отдавал честь с преклонением штандартов, били в литавры и играли на трубах, с наступлением темноты сад и вся прилегающая к дворцу территория были иллюминированы.

На следующий день, 28 мая, императрица посетила Феодосию. При въезде в город, так же, как и при отбытии, была произведена пушечная пальба. Екатерина посетила Феодосийский монетный двор, где в ее присутствии были оттиснуты две золотые медали с обозначением года, месяца и дня. Потемкин преподнес эти медали Екатерине и графу Фалькенштейну. В свою очередь Екатерина вручила орден св. Владимира 3 степени бригадиру Шицу, командовавшему легкоконным Таврическим полком, в воздаяние его отличной и ревностной службы. В тот же день высокопоставленные путешественники вернулись в Старый Крым, где провели следующую ночь.

Интересна история дворца, построенного в Старом Крыму для Екатерины II. Изначально на его месте находилась армянская церковь, которую в преддверии будущего путешествия перестроили во дворец. Впоследствии дворец стал православным храмом во имя Успения Божьей Матери. Богослужение продолжалось до 27 января 1825 года, когда, вероятно, из-за неосторожности священнослужителей, церковь сгорела.

В Старом Крыму специально к приезду императрицы был построен так называемый Екатерининский фонтан. Это было сооружение в виде крытого черепицей павильона в восточном стиле. Сверху, над фонтаном, была сооружена беседка, где знаменитая гостья изволила пить чай. Этот фонтан, правда, изрядно разрушенный и лишенный былого великолепия, и сейчас стоит в городе, напоминая о визите Екатерины Великой.



Анна Бугрий

По материалам сайта: http://www.more.ua/city/691

понедельник, 11 февраля 2013 г.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА


Рубахи
Издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими ру­кавами. Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных дней и престольных праздников, будничные -для работы дома и в поле; обрядовые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные - «горемычные». В сундуке для приданого невеста обычно хранила 5-6, а то и дюжину рубашек. Самую красивую рубашку невеста надевала в день свадьбы. Шилась она из лучшего домотканого полотна. Наряд­ные рубашки надевали в день первой борозды, в день выгона скота, в день нача­ла сенокоса и жатвы. Полотно, из кото­рого они изготовлялись, экономили, по­этому рубашку шили из нескольких сортов ткани, различающихся толщиной и плотностью. Верхнюю часть рубашки шили из лучшего «кужельного» полотна и называли «станом», «станушкой». Ниже талии надставляли подставу из грубой конопляной ткани, при надобности ее сменяли другой. Были рубашки и без подставы, так называемые «цельные» или «скрозные» (додольные). Вышивка играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.