вторник, 12 марта 2013 г.

ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ КРЫМСКИХ БОЛГАР




Представления о смерти и похоронные обряды
К похоронно-поминальной обрядности, как ни к одной другой, всегда было особое отношение.
Представления болгар о смерти (смърт) довольно типизированы. Среди болгар бытуют поверья, что каждому человеку еще при жизни уготовано судьбой время смерти. По народным верованиям, на третий день после рождения ребенка дом посещали урисници в женском обличье, которые наделяли будущим новорожденного.
Старые люди говорили: "смъртта е поблизу от угърлuту на ризата" ("смерть ближе, чем ворот рубашки"). Потому к ее приходу готовились заблаговременно, еще при жизни. Женщины, перешагнувшие пятидесятилетний рубеж, готовили себе и мужу всю необходимую одежду, называемую бушчъ, мыло, деньги и т. п.
Считалось, что по внешним признакам можно было определить, умрет больной человек или выживет. Если перед смертью он постоянно спал, отказывался от пищи, не смотрел на окружающих, не разговаривал, если у него синели пальцы на руках и менялся взгляд - это означало, что человек перестал бороться со смертью. Сохранились свидетельства о том, что иногда умирающий сам предупреждал близких о ее приходе.

четверг, 7 марта 2013 г.

МЕЧЕТЬ МЮСК-ДЖАМИ



Государство до сих пор не взяло под охрану мечеть. Чудом уцелевшая часть стены строения сейчас находится между двух домовладений. Хозяева даже не знают, что эти руины - то, что осталось от одной из самых богатых мечетей в Крыму. Легенда гласит, что было это когда Старый Крым называли Солхатом, и через него шла торговая дорога в Индию. Здесь проходили караваны, груженые шелками, самоцветами, кожей и пряностями. В те времена жил бедняк Юсуф. Его мечтой было возвести в городе большую мечеть взамен развалившейся старой. Удача улыбнулась бедняку, его взяли погонщиком в торговый караван. Заработав деньги Юсуф начал строительство. В то время по городу проезжал караван с мешками, полными дорогого благовонного порошка - мускуса. Юсуф купил весь груз и высыпал в яму с раствором. Когда строительство закончилось, в Солхате появилась удивительной красоты мечеть с мраморными колоннами, украшенная слоновой костью, сапфирами и золотом. От нее шел специфический аромат мускуса. Что правда в легенде, а что - вымысел - неизвестно, говорят историки. Доподлинных описаний строения не сохранилось. Путешественники, побывавшие в Старом Крыму в XVII и XVIII веках, писали, что после дождя от мечети исходил запах мускуса. Сейчас руинам этого памятника грозит полное исчезновение.

Развалины мускусной мечети сохранились. Они образуют параллелограмм, свод над которым поддерживался столбами по три с каждой стороны. Вокруг мечети еще в 60-х годах прошлого столетия были видны красивые, местами с позолотой, арабески. Надвходная надпись говорит: "Да будет благодарение Всевышнему за руководство на путь истины и милость Божья на Мухамете и его преемниках. Строитель сей мечети в дни царствования великого хана Мухамета-Узбека (да будет владычество его вечно) смиренный раб, нуждающийся в милости Божьей, Абдул-Гази-Юзуф, сын Ибрагима Узбекова, 714 гиджри" (1314 г.) - Золотоордынский хан Узбек (1313 - 1342 гг.), по свидетельству арабских писателей, проявил особую ревность в утверждении мусульманства в его владениях. Сам Узбек хан не жил в Солхате (Старый Крым) и лишь наезжал туда.

Анна Бугрий


http://www.niworld.ru/Skazki/Sk_leg_krima/New/muysk-djamy.htm