вторник, 11 июня 2013 г.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ КРЫМСКИХ НАРОДОВ. АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЯЛТЕ


 Мы начинаем публикацию материалов, посвященных памятникам культуры народов, населяющих Крым. Они дополнят уже опубликованные статьи о кухне, быте, обрядах и традициях, национальных и религиозных праздниках народов полуострова.  Сегодня мы отправляемся в путешествие по историко-архитектурным памятникам, которые нам оставили наши предки.

Армянская церковь в Ялте

Первые связи армян с Крымом известны со времен царя Тиграна Великого и Митридата Понтийского. Это II - I века до н. э. В силу исторически сложившихся обстоятельств, в особенности вследствие опустошительных периодических нашествий извне, значительная часть армянского народа вынуждена была в различные периоды времени покинуть свою родину и искать пристанища в чужих краях, некоторые из которых впоследствии стали для армянских переселенцев второй родиной. Именно таким являлся средневековый Крым, где в течение нескольких столетий имелись многочисленные армянские колонии с внушительным числом населения.
Исторические памятники свидетельствуют о наличии в Крыму уже в XI - XIII вв. постоянного армянского населения. Особенно многолюдными становятся армянские поселения Крыма в XIV в., что было связано с монгольскими нашествиями, а также с падением в конце этого столетия Кимисийского армянского царства.
Армяне первые приняли христианство как государственную религию, с верой пришли и новые знания. Ещё в 405 г. великий Маштоц создал армянскую азбуку.
Везде где возникала армянская община, прежде всего строили церковь. Вокруг нее объединялся народ, оберегая материнский язык и национальные обычаи. Здания армянских храмов  и монастырей Крыма. Сохраняя национальные традиции зодчества, были просты и монументальны.

четверг, 6 июня 2013 г.

ДОМ-МУЗЕЙ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ И БЫТА КРЫМСКИХ ТАТАР



Музей основан 12 августа 1999 г., представляет собой типичный дом и внутренний двор крымскотатарской архитектуры XIХ столетия: каменная стена, широкие ворота, старый тандыр (уличная печка, для выпекания хлеба). Во дворе - небольшая выставка интересных экспонатов: старинная телега, каменные диски жерновов, обломки узорных барельефов старокрымских мечетей. В летний сезон у порога посетителей встречают хранители музея в национальных костюмах, приветствуют на крымско-татарском языке: — Вакъыт шерифиниз хайырлы олсун! Урьметли мусаорирлер! Хош кельдиниз бизим эвимизге, бизим къадимий шеэримизге. Адетимизге коре бирер фильджан къара къаве. Что означает: — Добрый день! Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем гостеприимном доме и нашей первой столице. По древней традиции мы встречаем своих гостей чашечкой черного кофе.

Гости приглашаются в самую светлую комнату — диванный зал, внутреннее убранство которого сохранено в стиле XIX в. и выражает средний достаток крымскотатарской семьи, где, наслаждаясь ароматным напитком и национальными сладостями, выслушивают одновременно и рассказ о крымско-татарских кофейных традициях. Кстати, первыми из рук экскурсовода получают кофе мужчины, ведь в татарских домах все подается сначала мужчинам — такая дань уважения сильному полу давно стала традицией. Любовь к этому напитку крымским татарам привили турки, у которых он был культовым. Экспозиция в доме (памятник крымско-татарской архитектуры XIХ в.) занимает 3 комнаты. В большом зале находится так называемая гостиная, где вдоль стены расположены традиционные диваны, стол и печка, в которой готовилась еда для гостей и домочадцев. На широких полках хозяйки хранили кухонную утварь (гугумы, чаны, сковородки), а также некоторые продукты, специи и травы. Сегодня тут размещаются музейные экспонаты (бытовые предметы, изделия народного творчества).

Вторая комната – комната девушки на выданье. Здесь находится старинный сундук (в котором хранилось приданое), вышитые рушники, сорочки и праздничные одежды.

В третьей комнате находится картинная галерея художника Нури Якубова

Большинство предметов экспозиции - семейные реликвии, принадлежащие крымскотатарским семьям.

Инициатором создания музея стала Наталья Теплухина. Познакомившись с семьями Якубовых и Халиловых, она задумалась над созданием этнографической экскурсии. Первыми благодарными участниками стали ученики средней школы № 7 г. Симферополя, а первая семья, которая принимала их, была семья художника Нури Якубова.

Анна Бугрий

По материалам сайтов: http://kimmeria.com/kimmeria/strkrym/museum_tatar_01.htm

http://tourism.crimea.edu/culture/muzey/starkrum/

http://our-travels.sumy.ua/ost/Goroda/Ukraine/Krym/Kirov-muz.php