пятница, 30 марта 2012 г.

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД КРЫМСКИХ ГРЕКОВ

  Свадебное фото крымских греков  Георгия  и Любови  Крат.
1977 год,  с. Стыла, Донецкая область 
 Сватовство
С детских лет девочка знала, что рано или поздно ей выходить замуж. К этому событию ее постоянно готовили в семье. Девушка готовила себе приданное. Молодые люди не должны были вступать в брак без согласия родителей. Родители могли засватать невесту без ведома сына, а мнение девушек часто вообще не спрашивали. Если парню понравилась девушка, то оно сообщал о своих намерениях жениться непосредственно девушке или ее родственникам. В доме невесты немедленно собирался совет из родственников. Если родители девушки решили отказать парню – они ставили на стол тарелку с орехами и вилку, намекая, мол, получишь невесту тогда, когда возьмешь орех вилкой. Если сговор состоялся, сваты клали на стол свои подарки, становились все перед иконой и звали невесту. Потом родители невесты договаривались со сватами, назначая день, когда должны прийти отец и мать жениха на «Большое сватовство». Невестка выходила к ним навстречу и целовала руки свекрови. В этот день свекровь дарила будущей невестке большой ситцевый платок со сладостями и золотую или серебряную монету. Невеста по обычаю должна была дарить свекрови вышитую рубашку и повязку, закрепляющую кудель на прялке. Свадьбу играли в субботу.
Свадьба
Традиционная греческая свадьба представляет собой хорошо продуманный сложный спектакль, управляемый искусным народным дирижером. Особое место отводилось песням. Обычно свадьба начиналась в субботу. В пятницу вечером к невесте приходили подруги и родственницы, чтобы посмотреть на ее приданное. За день до свадьбы невесте мазали волосы хной, затем везли для обряда омовения в дом крестной матери. После под красным платком м под пение печальных песен ее везли в дом родителей. Свадебная церемония  начинается с приглашения посаженного отца и матери, сопровождается музыкой и пением. В присутствии крестного отца осуществляется обряд бритья и одевания жениха. Раньше жених и невеста ехали в церковь отдельно. Невесту сопровождала крестная мать, которая предварительно ее выкупала и вела родителям на благословение. Весь этот ритуал проходил в сопровождении песен под аккомпанемент бубна и зурны. По окончании обряда венчания вся процессия возвращалась в дом жениха, где их встречала свекровь. В руках у нее была тарелка с зерном, орехами, конфетами и монетами. Посыпая молодых зерном, свекровь произносила: «Долгого века, сладкого хлеба» - тарелку бросали через голову, чтобы она разбилась на счастье. Затем начинался свадебный пир. Свадьба, как правило, длилась два дня. В первый день проходило венчание и застолье молодежи, во второй – застолье старшего поколения. Молодая на второй день была в свадебном наряде, но вместо фаты ее покрывали шелковым платком. Еще в начале 20 века свадебное платье было красного цвета, позже его стали шить по городским образцам. Когда свадьба заканчивалась, почетных гостей развозили по домам. Только в следующее воскресенье молодые посещали родителей жены.

Анна Бугрий.
По материалам курса лекций «Этнокультурология».
Фото из семейного архива Вероники Антоновой. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий