четверг, 10 мая 2012 г.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД КРЫМСКИХ ТАТАР


Обряд похорон – дженазе – у крымских татар сегодня совершается согласно установившимся правилам и обычаям с соблюдением законов шариата (свод мусульманских предписаний).
К этому событию каждый крымский татарин готовится заранее. Как правило, с достижением определенного возраста или по состоянию здоровья собирается олюмлик – материальные и финансовые средства, необходимые для ритуала погребения. Считается, что если человек заранее побеспокоится и соберет олюмлик, ему будет ниспослана высшая благодать.
Печальное известие о смерти человека, как правило, передают близкие и родные умершего, оповещая общественность.

Похоронить покойника – мевта – стараются в тот же день, в который он скончался. Это объясняется религиозным утверждением о том, что человек в этом мире – гость и после смерти обретает свой истинный мир, к которому он спешит всю жизнь. Но в крайних случаях, когда близкие и родные покойника находятся далеко, его оставляют до скорого приезда. Если человек скончался после полудня или ближе к вечеру, похороны переносят на следующий день.
По мусульманским законам нельзя оставлять покойника одного в комнате, с ним обязательно должны находиться рядом близкие люди. В комнате постоянно горит свет, который не выключается на протяжении последующих дней.


С утра в дом, где находится покойник, собираются все родные и близкие, соседи и друзья, местная мусульманская община и многие, кто считает своим долгом проститься с усопшим и выразить соболезнования его родным. Обычно не принимают участия в похоронах дети и беременные женщины. Каждый пришедший должен зайти сначала в комнату, где находится покойник, прочитать молитву и выразить соболезнование – тазие – родным произнеся «Алла рахмет эйлесин» («Да помилует его (ее) Аллах!»). Женщины, как правило, приносят отрезы материи, которым потом накрывают покойника, мужчины дают деньги.


Несколько человек занимаются приготовлением савана. Саван должен быть из цельного куска белой материи (20 м для женщины, 18 – для мужчины). Женщины готовят саван для покойницы, мужчины – для покойника, не используя при этом ножницы. Эти же люди потом совершают обряд омовения покойника. Во время приготовления савана и купания они читают специальные молитвы и произносят причитания.


В отдельном углу двора устанавливается купальная кабина со всеми принадлежностями омовения, готовится место для общественного заупокойного молебна и прощания с покойником. На мусульманском кладбище готовят могилу. Все приготовления ведутся  к определенному часу, как правило, не позднее 14 часов, когда из дома выносят усопшего. Покойника выносят из дома для купания головой вперед. В приготовленной кабине купальщики сначала обязательно покойнику совершают абдест – мусульманский обряд омовения, произнося специальную молитву, затем его трижды купают, каждый раз меняя воду. Во время третьего купания остальные во главе с муллой читают молитву, предназначенную для этого момента. Затем усопшего одевают в саван, углы которого завязывают узлом, и укладывают на покрытые ковром или покрывалом носилки – табут, укрывают красивыми, яркими тканями, желательно семи цветов.


Носилки с покойником выносят в центр двора и ставят таким образом, чтобы голова покойника была направлена на запад. Вокруг собираются все, кто пришли проститься с усопшим. Мулла у изголовья покойника во всеуслышание сообщает имя умершего и спрашивает, каким человеком был покойник при жизни и остались ли у него какие-либо долги. После этого он читает специальную Суру из Корана, после чего мужчины совершают похоронный молебен – дженазе намазы, иногда его совершают на кладбище.


После завершения молебна траурная процессия, состоящая только из мужчин, направляется на кладбище. Женщины на кладбище не ходят. Когда траурная процессия скрывается из вида, они возвращаются в дом, прежде помыв специальным образом руки: три раза моют каждую руку по отдельности, не смывая их. До прихода мужчин в комнате, где лежал усопший, женщины читают специальную молитву – Ясин.


Прибыв на кладбище, траурная процессия направляется к заранее приготовленной могиле. Мулла читает специальную молитву – Тебареке. Тело опускают в могилу и укладывают головой в сторону Мекки. На могиле у изголовья устанавливается заранее изготовленная баш тахтасы – доска, на которой написаны имя покойного, дата рождения и смерти, а также аят из Корана. Затем все присутствующие «присев на корточки», читают завершающую заупокойную молитву, в конце которой произносят: «Алла рахмет эйлесин!».


По возвращению мужчины в отдельной комнате читают Суру, Ясин из Корана. Эта молитва читается и в последующие 40 дней. Обычно это делает один человек по просьбе родных. После прочтения молитвы всех обязательно угощают траурной и ритуальной едой. Поминки совершаются в установленные шариатом дни. По истечении одного года над могилой устанавливается памятник – баш таш.


Анна Бугрий.
По материалам курса лекций «Этнокультурология».

Комментариев нет:

Отправить комментарий