четверг, 6 декабря 2012 г.

БОЛГАРСКАЯ СВАДЬБА


Свадьба - очень торжественное и важное событие в жизни каждого человека. Веками складывался красивый, похожий на спектакль, свадебный обряд, который обычно проходил осенью. Невестам было от 16 до 18 лет, а женихам - от 17 до 20. Издавна повелось так, что будущую жену для сына выбирали его родители. Они смотрели не столько на богатство и красоту девушки, сколько на ее характер и умения. Гораздо важнее было взять невесту из уважаемой семьи, хорошую хозяйку.
В отличие от жениха невесте часто давали право выбора. Девушка могла отказать сватам. Родители редко шли против ее воли, они только давали ей советы. Главным препятствием для совершения брака служило родство между молодыми.


Запрещалось жениться детям двоюродных братьев и сестер, а также девушке и юноше, которые имели одного и того же крестного отца.


С того момента, как в семье рождалась девочка, родители начинали готовить ей приданое. А когда она подрастала, бабушка и мама учили ее рукоделию. Девочка сама шила, вышивала себе все необходимое для свадьбы.
В болгарском селе всегда очень строго соблюдались правила общения девушек и юношей: они не могли ни видеться, ни разговаривать наедине. А как же юноши и девушки могли приглядеться друг к другу, познакомиться? Происходило это на седёнках  (пупрелках) -(посиделки)  и хоро (болгарский народный тане, исполнители которого держатся друг за друга, обычно образуя круг).
Обычно после обеда на лужайку или церковную площадь собиралась нарядно одетая молодежь. Девушки брались за края платков и водили один хоровод, юноши, взявшись за руки, - другой. Соединяли их замужние женщины, потому что девушкам и юношам было запрещено держаться не только за руки, но даже за края одного платка. В центр хоровода пропускали гайдарджия (музыкант, играющий на гайде). Танец под гайду (волынка, народный музыкальный духовой инструмент)  был так красив, что посмотреть на него собирались почти все селяне.

Во время хоровода девушка могла передать через замужнюю женщину понравившемуся юноше цветок. Если парень заложил его за ухо, это означало, что и девушка ему нравится.
С середины сентября и до наступления зимних холодов на улицах села можно было увидеть горящие костры, вокруг которых под звуки гайды собирались молодые женщины и девушки. Каждая приносила с собой рукоделие. Девушки готовили себе приданое: пряли, вязали, вышивали. Женщины постарше чесали шерсть. Эти посиделки назывались пупрелки. По одну сторону огня на подушках или низких скамеечках располагались девушки, а по другую - парни, замужние женщины и дети. По народным болгарским обычаям, парни и девушки не должны друг с другом разговаривать, поэтому юноши общались с избранницами через замужних женщин. Присматривая себе невесту, парни замечали все: веселый ли нрав у девушки, умелые ли руки, каковы ее привычки и вкусы.
Когда молодой человек сделал свой выбор, он сообщал об этом родителям. По просьбе сына они поручали почтенной пожилой родственнице и нескольким уважаемым мужчинам отправиться в дом к будущей невесте. Договариваясь с родителями девушки, сваты в шуточной форме торговались о покупке «инички» (телушки) , давая понять, что интересуются невестой. Если жених пришелся девушке по нраву, то родители невесты приглашали гостей к столу, повязывали им через плечо красивые платки. Это означало, что сватовство состоялось.

И начиналась подготовка к помолвке - годежу. По обычаю, жених должен был накрыть богатый стол и подготовить подарки. Иногда на это уходило много времени, от месяца до года. В назначенный день жених и его близкие родственники с подарками, угощением отправлялись с музыкой и танцами к дому невесты. Гости спрашивали: «Дома ли вы?» Родители невесты с поклоном отвечали им: «Добро пожаловать!» Встречать гостей выходила также нарядно одетая невеста. Одна из родственниц девушки осыпала гостей пшеницей, а они в ответ бросали в решето монеты. За стол приглашали всех, кроме невесты, которая целый вечер стояла у печки. Родители молодых сидели рядом и обсуждали предстоящую свадьбу, осыпая друг друга похвалами. Договорившись обо всем, они подзывали к себе жениха, который вручал отцу невесты бутылку вина и целовал ему руку, а затем приветствовал всех родственников, кроме самой невесты. По обычаю, жених должен был держаться так, как будто ее в комнате нет. Отец жениха дарил невесте платок, в который были завернуты деньги, перстень и пшеница. Девушка целовала свекру руку и передавала платок своему отцу, который добавлял деньги со словами: «Не ладно дело - денег чет, пусть будет нечет».
Перед застольем невеста в знак уважения целовала всем гостям правую руку. Жених дарил ей серебряный кушак, браслет и монеты, а невеста выносила на подносе серебряное кольцо для жениха. Мать девушки одаривала родителей и родственников жениха платками. Невеста угощала всех орехами, сладостями и становилась рядом с женихом. После обильного застолья гости расходились, а молодежь отправлялась на хоро, где под особую песню исполнялся свадебный танец.
Приближалось время свадьбы. В четверг вечером родители жениха посылали в дом невесты пожилую женщину с дрожжами и хлебом. Она говорила отцу и матери девушки: «Вот вам закваска, пеките хлеб, в воскресенье будет свадьба!» Приготовление свадебного каравая имело особое, магическое значение. В народе считали, что чем лучше заквасишь тесто, тем крепче будет семья.

Воскресным утром жених приезжал к дому невесты со свадебным поездом в сопровождении громкой веселой музыки. Одевая невесту, подруги пели грустные песни, а сама девушка плакала и горевала о том, как ей жаль покидать родной дом. Родители, по обычаю, вместе с приданым дарили ей телушку и барашка. Жених и невеста, получив благословение отца и матери, вместе с крестными и гостями отправлялись в церковь. После венчания начинался свадебный пир, который проходил в доме жениха..
На второй день собирались только близкие родственники. Утром невестке покрывали голову красным платком - «було». Вот почему молодую замужнюю женщину болгары называют «булкой». Она принимала близких родственников уже как хозяйка. Через неделю родители невесты по обычаю приглашали молодых к себе в гости.

Свадьба - это праздник для всего села. Веселясь от души, одаривая молодых, односельчане радовались созданию новой семьи. Ведь семья и добрые дела - это главное в жизни человека. Это тот след, который он оставит после себя на земле.

Вероника Дик
Из книги Т.А. Салиста - Григорян "В крымском доме" 

Комментариев нет:

Отправить комментарий