вторник, 12 февраля 2013 г.

15 ФЕВРАЛЯ - ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ


Часть иконы Синайского монастыря
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа. В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец»(Лк. 2, 35).
В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица  и она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

У русских в крестьянской среде Сретенье не считалось большим праздником. В традиционном сознании название праздника связывалось с представлением о том, что в этот день происходит встреча зимы и лета. Осмысление дня Сретенья как календарного рубежа обусловило приуроченье к нему большого количества земледельческих примет. Так, в народе говорили: «На Сретенье в день снежок - весною дожжок». Капель на Сретенье предвещала урожай пшеницы; тихая и ясная погода - хороший лен. Верили, что ветер в Сретенье отряхивает нечисть с деревьев, что должно обеспечить урожай фруктов. В связи с этим был распространен обычай после сретенской заутрени идти в сад и трясти руками фруктовые деревья. В этот же день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы они были нoски. В связи с этим обычаем говорили: «Корми в сретенье кур овсом - весной и летом будешь с яйцом».

У русских мало где совершались обряды, соотносящиеся с христианским значением Сретенья. В некоторых местах Вологодской губ. крестьяне обходили свои дома с иконой Сретенья Господня или Спаса. При внесении иконы в дом после обхода вся семья, преклонясь на коленях, произносила: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».


В северо-западных губерниях, граничащих с Белоруссией, существовал обычай носить в Сретенье в церковь свечи для освещения. Эти свечи назывались громницами и дали здесь одноименное название празднику Сретенья. Обряд освящения свечей на сретенской службе связан с католической традицией и восходит к древнему обычаю Римской Церкви совершать процессии с зажженными свечами или факелами в праздник Сретенья. Свечам-громницам в народе приписывалась магическая способность отгонять бесов, гром и молнию, дождь и град. Поэтому во время грозы, во избежание удара молнией, старались зажечь громницу. Сретенскую свечу давали также в руки умирающим, чтобы отогнать нечистую силу. Крестьяне западнорусского края в праздник Сретенья поджигали друг другу крестообразно волосы, считая, что это помогает от головной боли.

Освещение свечей на Сретение
На праздник Сретения Господня в храмах совершается чин освящения свечей. Многие люди приходят в этот день только для того, чтобы освятить пучок свечек,забывая о духовном значении праздника. Со свечами вообще связано много суеверий,включая ворожбу и всевозможные гадания. Подобные действия не имет ничего общего с православным вероучением. Церковная свеча сама по себе не имеет никакого таинственного значения. Христиане первых веков в условиях гонений были вынуждены использовать свечи для освещения при совершении богслужения. В дальнейшем свеча стала играть еще и символическую роль(символ скоротечности жизни,молитвенного горения христианского сердца и т.д.).
Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование о царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года. Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком (Лк. 2: 30–31). Можно найти иеще и практическое объяснение этой традиции. На Руси зимой почти вся хозяйственная деятельность сосредотачивалась в избе. Долгими вечерами сучили свечи. Изготовление свечей для храма было общим христианским долгом,жертвой на храм. Перед тем как поставить свечу на пожсвечник,ее освящали. Общее освящение совершалось на Сретение.

Вероника Дик
по материалам сайта: pravoslavie.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий