воскресенье, 8 июля 2012 г.

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ И КУПАЛА - ДВА РАЗНЫХ ПРАЗДНИКА



  Все мы наверняка не раз слышали о гуляньях на Ивана Купала, а кто -то даже принимал непосредственное участие. Но задумывались ли многие из нас о смысле этого праздника? Кто такой Иван и кто такой Купала?
 7 июля православная церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи     установленный в память о событиях, связанных с рождением Иоанна Крестителя, описанных в Евангелии от Луки. Иоанн Креститель - единственный святой, кроме Иисуса Христа и Богородицы, чье Рождество празднует церковь, в остальных случаях празднуется только день смерти святого. Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической смерти сложилась еще в первых христианских общинах. В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.
 Праздник этот замечателен уже по тому, что само Рождество Предтечи было       необыкновенным и чудесным. 


 Как повествует Евангелие (Лк. 1, 57 - 80), праведные родители святого Иоанна Крестителя - священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя - Мессии. 
 Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела. Настало время, и святая Елисавета родила сына. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: "Иоанн имя ему" - и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились.
Святой пророк, чье чудесное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане.
После Рождества Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься – исповедать свои грехи, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия.


У восточных славян и народов Прибалтики праздник Рождества Иоанна Предтечи по времени совпал с языческим праздником летнего солнцестояния, поэтому в народе его называли днем Ивана Купала.
 Много языческих элементов до сих пор сохранились в народной обрядности этого праздника: танцы, прыжки через огонь (древний очистительный обряд), скатывание в реку пылающих колес, пускание на воду венков, и многое другое, что не хотелось и вспоминать в светлый праздник. Такие празднования проходят в ночь с 6 на 7 июля и предварялись они русалиями - циклом обрядов связанных с «проводами русалок» и молением о дожде, начинавшимся от двадцатых чисел мая до середины июня. Купала – языческий праздник, к которому Церковь относится негативно. Этот языческий праздник включал в себя следующие обряды: возжигание огня, прыжки через костёр (или крапиву), скатывание горящего колеса (культ огня), купание нагишом и обливание всех грязной водой, «черпание росы» (культ воды), легенда о распускающемся в эту ночь цветке папоротника (который никогда в действительности не цветёт), блудная жизнь во время праздника - «прощание с Девственностью », гадания.
Сюжеты купальской обрядности являются отголоском обязательной жертвы девушек божеству воды, языческому повелителю всех подземно-подводных сил – Дунаю, Ящеру, жертвы которого топили в воде окружавших языческое святилище вод. Известный исследователь фольклора А.А.Потебня в своём исследовании о купальском празднестве приводит полный трагизма плач матери по утопленной девушке: «…люди, не берите воду, не ловите рыбу, не косите травы на излучинах реки – это красота моей дочери…». Пелась эта песнь тогда, когда проводился обряд «утопления Купалы».

Существовали различные приметы, и обряды на Купала:
Если на Иванов день перелезть через двенадцать заборов, то сбудется желание.

В Иванову ночь ведьмы владеют наибольшей силой, поэтому, чтобы защитить себя, кладут на пороге и на подоконниках крапиву и папоротник.

Травы, собранные этой ночью считаются особенно действенными.
Если в эту ночь спрятать цветки ивана-да-марьи в четырех углах дома, то воры будут обходить его стороной.

В ночь на Ивана Купала девушки вьют венки, ставят в них горящие свечи и пускают в реку. Если венок сразу тонет, значит, суженый не любит. У какой девушки венок дальше всех заплывет, та будет счастливее всех, у какой же дольше всех горит свеча, та проживет самую долгую жизнь.
 
Перед сном незамужние девушки кладут под голову подорожник, приговаривая:
 «Попутник-трипутник, ты живешь при дороге, видишь как старого так малого, покажи мне моего суженого!»

В полночь девушки, не глядя, 
собирают цветы и травы и кладут их под подушку. 
Если утром насчитать     двенадцать различных трав, то девушка обязательно выйдет в этом году замуж.

Так как в купальскую ночь вылазит на свет всякая нечистая сила, то стараются всю ночь не спать и жгут костры. Традиция прыгать через костры отходит еще к нашим древним языческим предкам, которые таким образом очищались от злого.

Говорят, что если написать на бумажке то что было плохого в этом году, а потом в ночь Ивана Купалы сжечь ее на костре, тогда эти несчастья больше не повторятся.

Это далеко не все обряды связанные с празднованием Купалы в каждом отдельном регионе существовали свои особенности присущие данной местности.
Стоит запомнить лишь одно, что не стоит соединять в едино два абсолютно разных праздника, имеющие противоположное значение.

Вероника Антонова

По материалам сайта: http://www.pokrovsky-monastyr.kh.ua/ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий