вторник, 3 июля 2012 г.

ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА



Региональная специфика костюма передается символами, которые принадлежат к числу этнических, но воспринимаются как таковыми лишь определенной частью наций. Образованию региональных особенностей оказывали воздействие отличие исторического, экономического и социального развития украинских земель, своеобразность природно-климатических условий, разные по характеру меж этнические связи. В результате этого, народный костюм украинцев бытовал как ряд региональных комплексов (Среднее Поднепровье, Полесье, Подолье, Юг, Карпаты и Прикарпатье, Полтавщина и Слобожанщина), каждый из которых имел свои локальные варианты.




Половая знаковость костюма. Народная этика требовала различения одежды взрослых людей по признакам пола. Между тем, материал и типы кроя давали возможность создавать фасон, который лишь в общих чертах приближался к фигуре человека. Поэтому нередко одежда для людей разного пола отличался прежде всего размерами.
Во избежание этого, своеобразные «базовые формы», создаваемые прямоугольными или треугольными, разнообразными вставными клиньями. Расширение одежды от талии к низу (особенно для женщин) определенной мерой подчеркивало силуэт и пропорции человека. И основную роль в обозначении пола выполняли декоративно-художественные средства. 
Черт уравновешенности, покоя женской фигуре предавала значительная по площади поясная одежда, орнаментированная, с преобладанием горизонтальных линий и геометрических фигур, с которыми связанно представление о стойкости (квадрат, прямоугольник). Она воспринимался как более массивная, сравнительно с рубашкой и плотно прилегающей нагрудной одеждой, декор который тяготел к вертикальной оси. Чтобы достичь желаемого впечатления полноты и роста, с которыми было связанно понимание женского идеала, линии кроя делали большей частью в виде плавных кривых. Размещение пояса на линии талии подчеркивало пропорции женщины.
Компоненты мужского костюма декорировались значительно скупее и не предусматривали изменение восприятия объемов и пропорций тела.

Возрастная градация костюма - ряд признаков, которые удостоверяли принадлежность человека к определенному поколению. Довольно часто такие признаки дополнялись символами семейного состояния .
Особенно развитая возрастная градация в женской одежде. Согласно  этическим нормам более всего внимания отводилось одежде девушек и молодых женщин. Для них шили рубашки из тончайшего полотна, украшенные пышной вышивкой. Крой нагрудной одежды, в частности керсетки, должен был подчеркивать фигуру, для чего завышали линию талии, расширяли низ вставными клиньями (усами). Украшалась керсетка аппликациями и нашивками, а широкий вырез горловины оставлял открытыми декоративные элементы нательной одежды. Разнообразные украшения делали девушку или молодицу еще более привлекательной.
С возрастом женщины, особенно замужней, ее костюм постепенно становился сдержанным, главным образом благодаря уравновешенности декора напольной плахты с равным количеством красных и синих нитей. 

Женщина среднего возраста могла донашивать некоторые вещи своего девичьего костюма, за исключением своеобразных символов девичества: венков, красных лент. Силуэт одежды лишь в общих чертах подражал фигуре.
Тональная сдержанность, почти полное отсутствие украшений, а также ярких цветов характеризуют основные признаки костюма женщин старшего и преклонного возраста. Традиционная мораль, согласно  которой такие женщины не должны были отличаться, находила здесь свое отражение.
Мужской костюм также имел свою систему соответствующих признаков, тем не менее, он был значительно более простой. Вековые отличия, кроме колористки одежды, в которой с годами уменьшалось количество ярких тонов и контрастных объединений, подчеркивались отдельными элементами костюма (поясом, шапкой) и его аксессуарами (колыбелью, палкой), особенностями прически, усами и бородой.
У украинцев не было детской одежды как таковой: она отличалась от взрослой лишь размерами. Больше того, в детском возрасте по сути не было деления одежды. Мальчики и девочки к 5- 6 годам, а иногда и старшие носили лишь рубашку как нательную и нагрудную одежду. Эта традиция связана не столько с материальными условиями, сколько со стойким сохранением своеобразного стереотипа. Статус "взрослости" среди украинцев был неотрывным от участия в трудовых процессах, и когда дети начинали выполнять определенные виды работ, они переходили на взрослую одежду. Это означало прежде всего увеличение количества её компонентов. Право носить, например, некоторые виды головных уборов и поясной одежды непосредственно связывали с переходом в категорию взрослых.


Признака семейного состояния в костюме большей частью дополняли символы вековой градации. Такие признаки были  главным образом в женском костюме, где они, в частности, выполняли магические функции. Это касается прежде всего головных уборов. Ленты и венки, которые носили девушки на праздники, служили символами достижения ими брачного возраста. При этом определенным образом отличались венки девушек "на поре" и помолвленных, тем не менее их изготовление и облачения не сопровождалось обрядовыми действиями.
Свадебный венок, несмотря на свою схожесть с праздничным, был действительно универсальным знаком, который содержал в себе значительное количество разнообразных символов - от любви и брака к оберегам от "плохого глазу" и других злых сил. Поэтому начиная с собирание барвинка и других цветов для его изготовления обязательно придерживались определенных ритуалов. Венок и другие компоненты свадебного головного убора постоянно находились в центре ритуально-обрядовых действий и знаменовали собой ход этапов свадьбы. Снятие венка с молодой и одевание на нее очіпка и наметки удостоверяло ее переход в статус замужней женщины. Окончательно он устанавливался в доме молодого, где вместо наметки его избранница завязывала платок.
Символику семейного состояния передавали в особенности прически. Девушки ходили с непокрытой головой, заплетая волосы в одну или несколько селезенок. На свадьбе селезенку расплетали, а кое-где даже отрезали. В дальнейшем замужняя женщина до конца своих дней полностью закрывала волосы головным убором.
У украинцев не существовало четких символов вдовства. Большей частью они передавались так же, как и вековые признаки.
Характерным явлением было использование свадебной одежды как похоронной в случаях смерти незамужних или неженатых людей. Здесь отображено народное представление о том, что каждый человек должен пройти основные этапы своей общественной жизни, а одежда выступала как более визуальный их символ.

Социальная символика костюма. В признаках социального статуса более полно проявлялась способность одежды объединять или разъединять людей. Поэтому нередко социальные символы выполняли роль этнических.
В Русской империи, в состав которой входила большая часть Украины, официальные распоряжения относительно костюма распространялись лишь на представителей господствующих слоев. Добровольно их придерживались и другие зажиточные люди. Как следствие, их костюм испытал заметное влияние европейской моды,  были элементы которые стали выступать как социальные символы. В частности, формой демонстрации украинской знатью своей лояльности к польской короне была ориентация на польскую моду. Все это отторгало развитие костюма зажиточных слоев населения от этнической среды. Правда, известны и случаи использования народного костюма, лишь бы удостоверить свое национальное единство с соотечественниками. Такой господин обрисован Тарасом Шевченко: он:
"В свите ходит между господами, И пьет водку с мужиками, І вільнодумствує в кабака".
Вместе с тем некоторые черты костюма общественной элиты проникали в народную одежду. При этом определяющими были не столько практические, сколько престижные соображения. Таким путем, пришел из польской одежды в украинскую широкий отложной ворот.
Тем не менее большей частью народ придавал значение именно количеству одежды, которая была у крестьянской семьи и каждого из ее членов. С особой полнотой роль одежды как имущества раскрывалась при подготовке приданого молодой. Знаком социальной дифференциации была и частота перемены костюма, а также наличие костюмов, разных по назначению. Зажиточными считались те, кто имел по несколько комплектов одежды на каждого член семьи; в семьях среднего благосостояния было по два комплекта - будничный и праздничный. Среди бедноты нередко встречалось ношение отдельных видов одежды и обуви поочередно  отдельными членами семьи.
Символом социального положения было также качество тканей, из которых пошитая одежда. Большинство населения пользовалось тканями и другими материалами домашнего производства; покупные ткани большей частью применялись для головных уборов, отдельных дополнений. В конце концов, социальные отличия обозначались на количестве и способах выполнения декоративно-художественных приемов, количестве и качестве дополнений, украшений и т.п......

Обрядовая символика костюма - признаки, которые отображают широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззренческих представлений и норм обрядового поведения.
Большей частью обрядовыми символами выступали отдельные компоненты костюма: платок или полотенце на сватанье, крижмо на родинах, белый (или черный) платок на похороны и др. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благосостояние, здоровье, любовь. Немало обрядовых символов имели древнее происхождение и не использовалось в повседневном костюме. В частности, изготовленный архаическим способом с помощью веретена похоронный костюм, сохраненные в свадебном обряде отдельные виды костюма (гугля), формы кроя (додільні рубашки), способы облачения некоторых вещей (с помощью завязок) - все это наделялось чрезвычайными свойствами.
Особой магической силой, как считалось, владели вещи, изготовленные специально для того или иного обряда собственными руками. Так, девушка непременно должна была пошить рубашку своему жениху. Символическое значение имели и обязательные дары - сапоги, которые зять дарил теще, и наметка - подарок свекрови от невестки. То же можно сказать о вещах, которые  дарили на помолвке и послеродовых обрядах.
Обрядовая функция одежды отражалась и в специфических способах её использования. При этом нередко шли даже на сознательное нарушение норм пристойности. Так, при выполнении многих ритуальных действий носили одежду наизнанку, тогда как в повседневной жизни это считалось нехорошей приметой. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюм противоположного пола, а также независимо от времени года носили меховую одежду.
Своеобразной формой игнорирования этических норм была архаическая традиция частичного, а иногда и полного оголения, которое допускалось в обрядовых действиях. Даже в конце XІX ст., чтобы предотвратить распространение эпидемий, вокруг села проводили борозду, и делали это голые или полуголые женщины. Магические действия при севе некоторых полевых и огородных культур также осуществляли обнаженные женщины, а иногда и мужчины. Ритуальное оголение символизировало две противоположных тенденции: сближение человека с нечистой силой и вместе с тем защита от нее.
Роль обрядового символа часто выполняла цветовая гамма одежды. В свадебном костюме извечно доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. В частности, в похоронной одежде, черный цвет стал символом тоски лишь на рубеже XІX- XX ст., вытеснив белый, а кое-где синий.

Вероника Антонова

4 комментария:

  1. Следует упомянуть, что все приданное: рубашка жениху, подарки новым родственникам, венчальная одежда, постельное белье, девушки шили и вышивали сами для себя начиная с юного возраста. Как правило зимой молодые девушки собирались на посиделки-"Вечорницi" и вышивали, пряли, шили, параллельно распевая песни или беседуя...

    ОтветитьУдалить
  2. Несомненно, как и у других славянских народов. Спасибо за уточнение.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный26 июля 2013 г., 21:23

    Было бы хорошо показать картинки костюмов в зависимости от места проживания... Когда то давно я видел книгу, так там были картинки и в каждой области .,если так можно сказать, были разные костюмы, и было такое яркое отличие, на западе одни на востоке другие в центре третий...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не могли бы вы вспомнить какую именно книгу видели, где были костюмы по областям?

      Удалить