![]() |
Свадебное фото крымских греков Георгия и Любови Крат. 1977 год, с. Стыла, Донецкая область |
С детских лет
девочка знала, что рано или поздно ей выходить замуж. К этому событию ее
постоянно готовили в семье. Девушка готовила себе приданное. Молодые люди не
должны были вступать в брак без согласия родителей. Родители могли засватать
невесту без ведома сына, а мнение девушек часто вообще не спрашивали. Если
парню понравилась девушка, то оно сообщал о своих намерениях жениться
непосредственно девушке или ее родственникам. В доме невесты немедленно
собирался совет из родственников. Если родители девушки решили отказать парню –
они ставили на стол тарелку с орехами и вилку, намекая, мол, получишь невесту
тогда, когда возьмешь орех вилкой. Если сговор состоялся, сваты клали на стол
свои подарки, становились все перед иконой и звали невесту. Потом родители
невесты договаривались со сватами, назначая день, когда должны прийти отец и
мать жениха на «Большое сватовство». Невестка выходила к ним навстречу и
целовала руки свекрови. В этот день свекровь дарила будущей невестке большой
ситцевый платок со сладостями и золотую или серебряную монету. Невеста по
обычаю должна была дарить свекрови вышитую рубашку и повязку, закрепляющую
кудель на прялке. Свадьбу играли в субботу.
Традиционная
греческая свадьба представляет собой хорошо продуманный сложный спектакль,
управляемый искусным народным дирижером. Особое место отводилось песням. Обычно
свадьба начиналась в субботу. В пятницу вечером к невесте приходили подруги и
родственницы, чтобы посмотреть на ее приданное. За день до свадьбы невесте
мазали волосы хной, затем везли для обряда омовения в дом крестной матери.
После под красным платком м под пение печальных песен ее везли в дом родителей.
Свадебная церемония начинается с
приглашения посаженного отца и матери, сопровождается музыкой и пением. В
присутствии крестного отца осуществляется обряд бритья и одевания жениха.
Раньше жених и невеста ехали в церковь отдельно. Невесту сопровождала крестная
мать, которая предварительно ее выкупала и вела родителям на благословение.
Весь этот ритуал проходил в сопровождении песен под аккомпанемент бубна и
зурны. По окончании обряда венчания вся процессия возвращалась в дом жениха,
где их встречала свекровь. В руках у нее была тарелка с зерном, орехами, конфетами
и монетами. Посыпая молодых зерном, свекровь произносила: «Долгого века,
сладкого хлеба» - тарелку бросали через голову, чтобы она разбилась на счастье.
Затем начинался свадебный пир. Свадьба, как правило, длилась два дня. В первый
день проходило венчание и застолье молодежи, во второй – застолье старшего
поколения. Молодая на второй день была в свадебном наряде, но вместо фаты ее
покрывали шелковым платком. Еще в начале 20 века свадебное платье было красного
цвета, позже его стали шить по городским образцам. Когда свадьба заканчивалась,
почетных гостей развозили по домам. Только в следующее воскресенье молодые
посещали родителей жены.
Анна Бугрий.
По
материалам курса лекций «Этнокультурология».
Фото из семейного архива Вероники Антоновой.
Фото из семейного архива Вероники Антоновой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий