
Свадьба издавна является началом
новой семейной жизни двух людей. Современные семьи создаются обычно по
обоюдному согласию и по взаимной любви. Но так было не всегда. В еще не столь
давние времена о свадьбе договаривались родители жениха и невесты. Они сами
выбирали подходящую пару для своего сына или дочери. Сейчас такие браки
называют брак по расчету. Очень часто родительский расчет бывал правильным, и
возникала крепкая семья, которая жила долго и счастливо.
Сватовство
На Руси в старые времена
большинство браков начиналось со свахи. Раньше это была почти профессия –
уважаемая и весьма доходная. Общительные женщины, как правило, вдовые, знали,
где есть “товар”, а где – “купец”. Ушлая сваха всегда имела “штат”
осведомителей. И чем выгоднее была сделка, тем большее вознаграждение она
получала. Помимо этого свахе всегда дарили кашемировую шаль. Чем больше шалей,
тем квалифицированнее сваха.
Существовал специальный ритуал
сватовства и ряд предосторожностей, которые следовало строго соблюдать, чтобы
сватовство прошло удачно. Например, в дом к предполагаемой невесте сваты
приезжали вечером, чтобы было меньше ненужных свидетелей. Разговор сваты
начинали издалека, хотя подлинная цель визита была очевидна. Сначала говорили
об урожае, о хозяйстве и лишь потом переходили к делу.
Ведение разговора издалека было
необходимо для того, чтобы уберечь дела от вмешательства нечистой силы и
запутать ее. Традицией было хвалить жениха, его семью и хозяйство, а потом
спрашивать согласия хозяев на брак. Сваты договаривались с родителями невесты о
времени свадьбы (она игралась после окончания сельскохозяйственных работ осенью
и в масленицу), о приданом и назначали день рукобитья (сговора). Согласие
невесты подтверждалось задатком, который она давала сватам или жениху.
В течение двух-трех недель после
сватовства в местной церкви происходил “оклик”, то есть публичное оглашение
имен жениха и невесты, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий для
венчания, о которых родственники могли и не знать, но зато знали местные
жители.
Рукобитье
Сговор вели отец жениха и отец
невесты. Отец невесты детально оговаривал, что он дает дочери в приданое. В
свою очередь, родители жениха должны были дать за невесту выкуп. Эти деньги шли
на покупку свадебных вещей для нее. Когда сделка свершалась, отцы “били по
рукам” и переходили к выпивке. Спиртное всегда приносили родители жениха, стол
накрывали родители невесты. Гости садились за стол, а невеста с матерью в это
время находились за занавеской, не показываясь гостям. Сват или отец жениха
наливали рюмку вина и просили подойти к чарке мать невесты, она выходила и
принимала ее, а затем жених призывал невесту. В этот же день дети получали
родительское благословение. Родители жениха благословляли детей иконой, которая
потом навечно переходила в их семью. В день помолвки жених дарил своей
избраннице драгоценное кольцо с каким-нибудь камнем, и ни одна из сторон уже не
могла расстроить свадьбу.
Девичник
С момента рукобитья невеста
начинала причитать, прощаясь с родным домом, с девичьей “вольной волюшкой”, с
“красной красотой” и подружками. Она горько оплакивала короткую девичью жизнь,
представляя будущую мрачной и безрадостной, “как темный лес”. Народ считал
причитания священной частью этих торжеств, пропускать которые никак нельзя. В
день накануне свадьбы устраивался девичник.
Подружки невесты топили баню, а
она за это кланялась им в ноги. “Банный обряд” – один из самых драматичных
свадебных моментов. Он проходил под почти непрерывные причитания невесты, ее
матери, сестры или других родственниц. Невеста с распущенными после бани
волосами сидела за столом, встречая каждого пришедшего посмотреть, как она
будет прощаться со своей “красной красотой”. Красная красота – символ
девичества – представляла собой веночек с лентами, надетый на голову невесты.
Традиция эта почти не сохранилась. А вот мальчишник, в основном как повод для
выпивки, до сих пор жив.
Венчание
Утром в день венчания невесту
одевали в свадебное платье, все в доме ждали свадебный поезд, плотно заперев
ворота и двери в дом. Отец готовил свадебный воз, а подруги украшали лентами
уздечку и дугу. После того как жених входил в дом, сват наливал стакан вина или
водки и на тарелке подносил невесте. Она покрывала стакан платочком, и все это
относили жениху. Он брал платочек, а взамен клал деньги.
Затем кто-нибудь из родственников
подходил к невесте, брал ее за руку и подводил к жениху. Венчаться жених и
невеста ехали в разных возках одного свадебного поезда. В первом возке
находились жених с дружкой, во втором – невеста с крестной или свахой. Когда
свадебный поезд отправлялся к венчанию, приданое невесты везли в дом жениха.
Жители деревни обязательно должны были наблюдать это. Пока молодые находились в
церкви, трое выбранных развешивали приданое на веревки, натянутые из одного
угла избы в другой.
Свадьба
Из-под венца первыми встречали
молодую пару родители жениха: отец – с иконой, мать – с хлебом-солью. В доме
жениха начиналась свадьба.
Количество гостей никогда строго
не регламентировалось, но на каждой свадьбе присутствовали обязательные гости.
К обязательным гостям относятся, например, свидетель и свидетельница (они же
шафер и шаферинка, они же подженишник и подневестница). Кроме основной функции
– быть свидетелем при регистрации брака – они, по старому обряду, должны
отгонять от жениха и невесты разного рода шутников. Свидетелю и свидетельнице
повязывают через плечо красные атласные ленты.
Другим очень важным гостем был и
остается сват (он же тамада). Тамаду назначают из числа женатых мужчин. Но
самым главным гостем на русских свадьбах был дружка. Сейчас его именем зачастую
называют свидетеля. На самом деле дружка – взрослый, женатый мужчина, как
правило, из числа ближайших родственников. У него в руках всегда был кнут. Им
он прогонял прочь всех, кто мог помешать браку молодых и их свадьбе. Дружка
отчасти выполнял и роль тамады – он должен был знать всю последовательность
обряда и не отступать “от сценария”. Его можно было узнать по полотенцу,
повязанному через плечо.
До сих пор существует обычай
перегораживания дороги молодым и требования откупа. Этих людей даже дружка не
имел права прогнать. Откупались деньгами или вином. Хотя участники свадебного
торжества пировали и веселились, ни жених, ни невеста ничего не должны были
есть, хотя перед ними ставили кушанья. Наконец, после подачи третьего блюда,
перед новобрачными появлялась жареная курица. Дружка брал ее и обертывал
скатертью. Он обращался к отцу и матери невесты: “Благословите вести молодых
опочивать”. Те отвечали: “Благослови Бог!” – и шли к дверям.
Жених и невеста вставали,
подходили к дверям и шли, взявшись за руку, к сеннику. В это время начинался
обряд “разувания”. Он состоял в том, что жена в знак покорности должна была
снять с мужа сапоги. В одном из них лежала монета. Если молодая снимала первым
именно этот сапог, то, по примете, ее ожидало счастье в семейной жизни. В
противном случае считалось, что ей всю жизнь придется рабски угождать мужу. При
“разувании” муж в знак своей власти легонько ударял жену плетью, полученной в
подарок от тестя.
Гулянье
Свадьбу гуляли два дня: первый
день – в широком, второй – в узком кругу. Утром после свадьбы сваха или дружка
отправлялась будить молодых. По русскому обычаю, было принято извещать
участников свадьбы о целомудренности невесты. Оповещание производилось
символическими действиями. Например, молодому мужу подносили рюмку вина,
которую он, выпив, разбивал, если невеста была “честной”. После этого все
начинали бить горшки и веселиться до вечера.
Старинный русский свадебный обряд
представлял собой целостный, многожанровый спектакль со своими традиционными
действами, костюмами, текстами. Но сегодня каждый сам вправе выбирать, каким
ритуалам и правилам следовать, а какие проигнорировать. Совет Вам да любовь
- и радости до бриллиантовой свадьбы!
Анна Бугрий
По материалам сайта: http://weddingstyle.ru/article/trad/rus_2.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий