понедельник, 25 февраля 2013 г.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СВАДЬБА



Свадьба издавна является началом новой семейной жизни двух людей. Современные семьи создаются обычно по обоюдному согласию и по взаимной любви. Но так было не всегда. В еще не столь давние времена о свадьбе договаривались родители жениха и невесты. Они сами выбирали подходящую пару для своего сына или дочери. Сейчас такие браки называют брак по расчету. Очень часто родительский расчет бывал правильным, и возникала крепкая семья, которая жила долго и счастливо. 

Сватовство

На Руси в старые времена большинство браков начиналось со свахи. Раньше это была почти профессия – уважаемая и весьма доходная. Общительные женщины, как правило, вдовые, знали, где есть “товар”, а где – “купец”. Ушлая сваха всегда имела “штат” осведомителей. И чем выгоднее была сделка, тем большее вознаграждение она получала. Помимо этого свахе всегда дарили кашемировую шаль. Чем больше шалей, тем квалифицированнее сваха.

Существовал специальный ритуал сватовства и ряд предосторожностей, которые следовало строго соблюдать, чтобы сватовство прошло удачно. Например, в дом к предполагаемой невесте сваты приезжали вечером, чтобы было меньше ненужных свидетелей. Разговор сваты начинали издалека, хотя подлинная цель визита была очевидна. Сначала говорили об урожае, о хозяйстве и лишь потом переходили к делу.

Ведение разговора издалека было необходимо для того, чтобы уберечь дела от вмешательства нечистой силы и запутать ее. Традицией было хвалить жениха, его семью и хозяйство, а потом спрашивать согласия хозяев на брак. Сваты договаривались с родителями невесты о времени свадьбы (она игралась после окончания сельскохозяйственных работ осенью и в масленицу), о приданом и назначали день рукобитья (сговора). Согласие невесты подтверждалось задатком, который она давала сватам или жениху.

В течение двух-трех недель после сватов­ства в местной церкви происходил “оклик”, то есть публичное оглашение имен жениха и невесты, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий для венчания, о которых родственники могли и не знать, но зато знали местные жители.

Рукобитье

Сговор вели отец жениха и отец невесты. Отец невесты детально оговаривал, что он дает дочери в приданое. В свою очередь, родители жениха должны были дать за невесту выкуп. Эти деньги шли на покупку свадебных вещей для нее. Когда сделка свершалась, отцы “били по рукам” и переходили к выпивке. Спиртное всегда приносили родители жениха, стол накрывали родители невесты. Гости садились за стол, а невеста с матерью в это время находились за занавеской, не показываясь гостям. Сват или отец жениха наливали рюмку вина и просили подойти к чарке мать невесты, она выходила и принимала ее, а затем жених призывал невесту. В этот же день дети получали родительское благословение. Родители жениха благословляли детей иконой, которая потом навечно переходила в их семью. В день помолвки жених дарил своей избраннице драгоценное кольцо с каким-нибудь камнем, и ни одна из сторон уже не могла расстроить свадьбу.

Девичник

С момента рукобитья невеста начинала причитать, прощаясь с родным домом, с девичьей “вольной волюшкой”, с “красной красотой” и подружками. Она горько оплакивала короткую девичью жизнь, представляя будущую мрачной и безрадостной, “как темный лес”. Народ считал причитания священной частью этих торжеств, пропускать которые никак нельзя. В день накануне свадьбы устраивался девичник.

Подружки невесты топили баню, а она за это кланялась им в ноги. “Банный обряд” – один из самых драматичных свадебных моментов. Он проходил под почти непрерывные причитания невесты, ее матери, сестры или других родствен­ниц. Невеста с распущенными после бани волосами сидела за столом, встречая каждого пришедшего посмотреть, как она будет прощаться со своей “красной красотой”. Красная красота – символ девичества – представляла собой веночек с лен­тами, надетый на голову невесты. Традиция эта почти не сохранилась. А вот мальчишник, в основном как повод для выпивки, до сих пор жив.

Венчание

Утром в день венчания невесту одевали в свадебное платье, все в доме ждали свадебный поезд, плотно заперев ворота и двери в дом. Отец готовил свадебный воз, а подруги украшали лентами уздечку и дугу. После того как жених входил в дом, сват наливал стакан вина или водки и на тарелке подносил невесте. Она покрывала стакан платочком, и все это относили жениху. Он брал платочек, а взамен клал деньги.

Затем кто-нибудь из родственников подходил к невесте, брал ее за руку и подводил к жениху. Венчаться жених и невеста ехали в разных возках одного свадебного поезда. В первом возке находились жених с дружкой, во втором – невеста с крестной или свахой. Когда свадебный поезд отправлялся к венчанию, приданое невесты везли в дом жениха. Жители деревни обязательно должны были наблюдать это. Пока молодые находились в церкви, трое выбранных развешивали приданое на веревки, натянутые из одного угла избы в другой.

Свадьба

Из-под венца первыми встречали молодую пару родители жениха: отец – с иконой, мать – с хлебом-солью. В доме жениха начиналась свадьба.

Количество гостей никогда строго не регламен­тировалось, но на каждой свадьбе присутствовали обязательные гости. К обязательным гостям относятся, например, свидетель и свидетельница (они же шафер и шаферинка, они же подженишник и подневестница). Кроме основной функции – быть свидетелем при регистрации брака – они, по старому обряду, должны отгонять от жениха и невесты разного рода шутников. Свидетелю и свидетельнице повязывают через плечо красные атласные ленты.

Другим очень важным гостем был и остается сват (он же тамада). Тамаду назначают из числа женатых мужчин. Но самым главным гостем на русских свадьбах был дружка. Сейчас его именем зачастую называют свидетеля. На самом деле дружка – взрослый, женатый мужчина, как правило, из числа ближайших родственников. У него в руках всегда был кнут. Им он прогонял прочь всех, кто мог помешать браку молодых и их свадьбе. Дружка отчасти выполнял и роль тамады – он должен был знать всю последовательность обряда и не отступать “от сценария”. Его можно было узнать по полотенцу, повязанному через плечо.

До сих пор существует обычай перегораживания дороги молодым и требования откупа. Этих людей даже дружка не имел права прогнать. Откупались деньгами или вином. Хотя участники свадебного торжества пировали и веселились, ни жених, ни невеста ничего не должны были есть, хотя перед ними ставили кушанья. Наконец, после подачи третьего блюда, перед новобрачными появлялась жареная курица. Дружка брал ее и обертывал скатертью. Он обращался к отцу и матери невесты: “Благословите вести молодых опочивать”. Те отвечали: “Благослови Бог!” – и шли к дверям.

Жених и невеста вставали, подходили к дверям и шли, взявшись за руку, к сеннику. В это время начинался обряд “разувания”. Он состоял в том, что жена в знак покорности должна была снять с мужа сапоги. В одном из них лежала монета. Если молодая снимала первым именно этот сапог, то, по примете, ее ожидало счастье в семейной жизни. В противном случае считалось, что ей всю жизнь придется рабски угождать мужу. При “разувании” муж в знак своей власти легонько ударял жену плетью, полученной в подарок от тестя.

Гулянье

Свадьбу гуляли два дня: первый день – в широком, второй – в узком кругу. Утром после свадьбы сваха или дружка отправлялась будить молодых. По русскому обычаю, было принято извещать участников свадьбы о целомудренности невесты. Оповещание производилось символическими действиями. Например, молодому мужу подносили рюмку вина, которую он, выпив, разбивал, если невеста была “честной”. После этого все начинали бить горшки и веселиться до вечера.

Старинный русский свадебный обряд представлял собой целостный, многожанровый спектакль со своими традиционными действами, костюмами, текстами. Но сегодня каждый сам вправе выбирать, каким ритуалам и правилам следовать, а какие проигнорировать. Совет Вам да любовь -  и радости до бриллиантовой свадьбы!

Анна Бугрий
По материалам сайта: http://weddingstyle.ru/article/trad/rus_2.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий