вторник, 12 марта 2013 г.

ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ КРЫМСКИХ БОЛГАР




Представления о смерти и похоронные обряды
К похоронно-поминальной обрядности, как ни к одной другой, всегда было особое отношение.
Представления болгар о смерти (смърт) довольно типизированы. Среди болгар бытуют поверья, что каждому человеку еще при жизни уготовано судьбой время смерти. По народным верованиям, на третий день после рождения ребенка дом посещали урисници в женском обличье, которые наделяли будущим новорожденного.
Старые люди говорили: "смъртта е поблизу от угърлuту на ризата" ("смерть ближе, чем ворот рубашки"). Потому к ее приходу готовились заблаговременно, еще при жизни. Женщины, перешагнувшие пятидесятилетний рубеж, готовили себе и мужу всю необходимую одежду, называемую бушчъ, мыло, деньги и т. п.
Считалось, что по внешним признакам можно было определить, умрет больной человек или выживет. Если перед смертью он постоянно спал, отказывался от пищи, не смотрел на окружающих, не разговаривал, если у него синели пальцы на руках и менялся взгляд - это означало, что человек перестал бороться со смертью. Сохранились свидетельства о том, что иногда умирающий сам предупреждал близких о ее приходе.
Согласно народным представлениям считалось, что у человека перед смертью появлялся ком в горле. Это его душа, собирающаяся покинуть тело. Душа в этот момент подходила к подбородку и после глотательного движения, через открытый рот покидала человека.
По поверью, ее встречал архангел Михаил, сопровождавший душу на небо. По словам пожилых болгар, архангел Михаил ожидает душу с топором, отсекает ее (грешную и безгрешную) от тела. При этом во все стороны брызжет кровь, капая с потолка и стекая по стенам. Кровь эту никому из живущих видеть не дано, но, согласно поверью, до девяти дней необходимо побелить комнату, где скончался умерший.
Некоторые болгары утверждают, что несколько часов после смерти покойного не трогали и не переносили. Считалось, что своими руками он держится за умерших родителей (в случае, если они умерли раньше), идет к ним и зовет. По свидетельству большинства людей, душа в ожидании решения суда 40 дней после смерти мается на земле. Она ходит по тем местам, где бывал умерший при жизни, посещает тех людей, с которыми он встречался.
По народным представлениям, существует легкая и тяжелая смерть. Легкой считается та, что случается в родном доме, без долгих мучений и болезней. Тяжелая смерть подразумевает долгую болезнь, муки и т. п. По тому, как умирал человек, судили, сколько у него грехов. Если легко - значит, безгрешный, а если нет - "има да прикарувъ" ("имеет грех"). По убеждению болгар, дабы прекратить мучения, грешники должны были просить прощения у близких.
Церковные каноны требуют, чтобы человек умирал при горящей свече. Если же смерть наступает без света, то родственники покупают большую свечу и зажигают ее, чтобы умершему было светло на том свете.
После смерти человека все домашние внимательно следили за тем, чтобы в комнату к умершему не вошла кошка и не перепрыгнула через него. Для этого ее ловили и закрывали где-нибудь в подсобных помещениях. Считалось, что ежели это случится, то дух умершего станет нечистым, въперясвъ.
Согласно поверью, въперясвъ пугает людей, особенно своих близких, бьет посуду в доме, стучит по ночам, хлопает дверями. Однако, с таким существом расправлялись, выкопав из могилы тело и проткнув его сердце терновым колом так, чтобы потекла кровь. Считалось, что после этого покойник умирал окончательно и уже не беспокоил живых.
Сразу после смерти старались завесить зеркала, которые держали в таком виде в течение 40 дней, пока душа находилась на земле. Объяснение этому было аналогичным народному представлению о перепрыгивании кошки через тело умершего. Болгары  прилагали все усилия для того, чтобы душа не увидела после смерти свое отражение, от чего тоже могла стать въперясвъ.
Веря в то, что душа умершего 40 дней ходит по земле, родственники старались закрыть все колодцы и ведра, чтобы душа не могла утонуть.
Когда убеждались в смерти человека, не дожидаясь трупного окоченения, покойнику завязывали руки на груди (животе) и ноги шерстяными нитками - кадрел. Плохой приметой считалось, если у умершего открыт глаз или рот - по народным представлениям, в семье мог умереть кто-нибудь еще. Наложение монет на глаза объяснялось убеждением, что с помощью этого средства у покойника не посинеет лицо.
По православным канонам, умершего обязательно мыли. Обмывающих называли къпальници - "купальшики". Причем, если умирал мужчина, то мыли его тоже мужчины, если женщина, то, соответственно, женщины. Правда, маленьких детей могли мыть лица обоих полов. Если обмывали женщины, то они одевались во все черное, мужчины же особой одежды не имели, приходили в повседневном.
Эта обязательная процедура никогда не происходила в доме, часто она осуществлялась в укромных местах усадьбы, иногда в сарае. Мыли умершего на сарайных дверях, снятых с петель, или досках (иногда использовалось корыто), размещенных на стульях.
Обмывание осуществлялось рубашкой покойного, в которой он умер, разорванной на части.
После обмывания умершего облачали. На обнаженное тело покойницы надевалось пригурялка - кусок белой материи, в которой свечкой выжигали горловину. Эта примитивная одежда закрывала только перед и была немного выше фартука. На эту материю надевалась вся остальная предназначенная для умершего одежда, которая должна была быть новой.
Еще сохранились сведения о том, что незамужних девушек хоронили в свадебном наряде. Однако в настоящее время это правило не соблюдается, и если случается такое несчастье, хоронят их, как правило, в светлых платьях.
Если сегодня обувью и головным убором умершего служат покупные вещи, то раньше они изготовлялись вручную. Например, из домотканого материала для покойных шились тапочки терлици. Из той же ткани, для умерших мужчин изготовлялась конусообразная шапка с небольшим отверстием в верхней части. Ее давно уже заменила шляпа с небольшими полями, ставшая со второй половины ХХ в. традиционным головным убором мужчин.
Неженатых парней, как и семейных мужчин, хоронили в костюмах. Первых выделяли тем, что им на грудь клали искусственные цветы, женатым всегда снимали кольцо, для того что-бы «да не застане змейата в пръстена» ("чтобы (в земле) змея не застряла в кольце"). Цвет одежды мужчин и женщин подбирался темных тонов. В верхней одежде не хоронили.
Гроб (сандък) заранее не заказывали, но место на кладбище возле умерших родственников сохранялось. Пока готовили гроб, умерший лежал на лавке в большой комнате. Эти помещения не являлись жилыми, а предназначались для особых случаев. Еще одной особенностью этих помещений было отсутствие в них, как правило, отопительных сооружений, что обеспечивало большую сохранность покойника от разложения.
После смерти родственники умершего приступали к приготовлению колива (колю). Готовое блюдо несли в церковь посвятить или приглашали священника домой. У тела умершего священник или кто-то из верующих читал молитву от лица умершего "на исход души". В день смерти приглашали близких родственников - "вадът вечеря". Это делали в течение 3-х дней пока покойник был в доме, а также на 8-й, 19-й и 39-й вечера. Во время вечери центральным блюдом выступало освященное священником колива.
Хоронят обычно на третий день. Проводить умершего в последний путь приходят родственники и соседи со свечками, которые втыкают в миску с мукой. Как и раньше, приносят деньги - "рубль". Женщины также приносят букеты цветов, в которые часто помещают веточки бусилика (базилика). Мужчины же приходят с вином. Кто-нибудь из родственников сливает все вино в одну посудину и когда люди уже уходят, то каждый забирает со стола свою бутылку.
Как и раньше, всех пришедших проводить покойника в последний путь обязательно одаривают. Женщинам дают большие платки гулеми касинки, а также тарелки, мужчинам дарятся небольшие домотканые полотенца - пешкирче, графины для вина, детям готовятся кружки, наполненные сладостями.
После выноса тела, двери дома сразу закрывались, и в помещение никто не входил (сейчас обычно закрывают комнату, где находился покойник). Сохранились свидетельства, что табу, запрещающее входить в дом, действовало до возвращения похоронной процессии с кладбища. Однако встречено и другое мнение, что запрет заходить в дом снимался после выноса тела за ворота усадьбы.
Похоронная процессия останавливалась на каждом перекрестке. При этом сандък ставился на землю (а в некоторых селах - на табуретки). На перекрестке стелился платок или дорожка - пътник, пътшипка (от болг. път "дорога"), куда ссыпались монеты. Через него переносили сандък, а сейчас проезжает машина с покойником. После прохождения похоронной процессии пътнянка и деньги собирались и все повторялось на следующем перекрестке.
По дороге на гробиште (кладбище) похоронная процессия заходила на отпевание в церковь. Это делается и в настоящее время. Исключение составляли лишь случаи, когда умерший просил не отпевать его. Не отпевали и самоубийц, а также младенцев, умерших некрещеными. Последних, если несчастье случилось в больнице, даже не заносили домой, а несли прямо на гробиште. И даже там умершим неестественной смертью и некрещеным младенцам до сих пор выделяется особое место у кладбищенской ограды, как бы на границе. Причем на таких могилах раньше даже крестов не ставили.
В церковь всегда несут две миски с коливом: та, которая предназначена для кладбища, наполнена вареной пшеницей, другая - с сырой пшеницей - остается в церкви до 40 дней. В этом сыром колuве, украшенном пряниками и конфетами, устанавливают лампаду, которая горит на протяжении 40 дней. Бутылка с маслом для лампадки отдается священнику.
Помимо колuва, для освящения в церковь приносят вино и хлеб, символизирующие в православии кровь и тело Иисуса Христа. Один графин с вином остается в церкви, а другой берется на кладбище.
На голову умершему (как мужчине, так и женщине), согласно православным канонам надевается "венчик-молитва ", а в руку вкладывается прощальная грамота.
В конце отпевания, когда исполняется "Вечная память", поднимают колuво ("дигат колuво"), что символизирует потрясание жертвы перед Богом, поднимание души. При этом поднимается стол с коливом, вином и караваем.
После прощания близких с умершим в церкви осуществляется запечатывание сандька.
Из церкви похоронная процессия направляется на кладбище. Там ее дожидаются два человека, докапывавшие могилу.
Хоронят покойника, как и прежде, головой на запад. Временный крест, из твердой породы дерева (обычно акации), как и постоянный памятник, устанавливается у изголовья.
Когда гроб опускается в могилу, все присутствующие бросают на гроб по три горсти земли и цветы. Чувал с цветами также опускали в могилу.
Поминальные обряды
Поминки обычно делают днем, после похорон, когда похоронная процессия возвращается в дом умершего на поминальный обед.
Пришедших с гробuшта встречают у ворот две женщины, у каждой из которых имеется ведро воды, кружка и полотенце. Они выливают на руки каждому входящему во двор по кружке воды, после чего пришедший должен вытереть руки полотенцем. Те, кто копал гроб, приходят к дому покойника с лопатами. При этом гробокопатели бросают инструменты крест-накрест и также моют над ними руки.
После ритуального омовения, пришедшие проходят во двор, где стоит стол, каждый ставит на него бутылку или графин со своим вином. Всем приглашенным раздают поминальный хлеб (кравайчи).
Принимая хлеб, крестятся и говорят: "Бог да прости". Зайдя в дом, люди вновь крестятся и произносят фразу "Бог да прости". При поминальной трапезе за столом рассаживались по половому и возрастному признакам: женщины и мужчины напротив друг друга. Однако в настоящее время не все придерживаются этого правила.
Перед началом трапезы читалась молитва "Отче наш", а хозяин дома при этом обходил всех с кандилница. Затем все съедали по ложке освященного в церкви колива и запивали его глотком вина. После этого обязательного вступления присутствующие приступали к трапезе.
Обрядовыми блюдами на поминках всегда были и остаются коливо и курбан (вареный ягненок, заправленный специями). Следует отметить, на поминальном обеде все блюда подавались и подаются на стол одновременно.
Ассортимент блюд во многом зависит от времени проведения поминок. В пост употребляется фасул, печени картофи (печеный картофель), гушки (голубцы из виноградного листа), зели с урис (капуста с рисом - капустняк). В мясоед обязательно готовят курбан. В сыропуст подают сладкий рис, рыбу, постное и т. п. В народе считается, что если поминки выпадают на пост, значит, это лучше для покойника, происходит как бы очищение души.
После трапезы, каждому сидящему при выходе дается тарелка, в которую накладывается из всех блюд понемногу. Все присутствующие мужчины одариваются полотенцами, а женщины - платками. Все эти подарки - на помин.
У калитки стоит мужчина, угощающий всех уходящих вином, и женщина, предлагающая каждому отломить кусок от каравая - "За cвети Рангел" ("За святого Архангела"). В некоторых болгарских селах  в этом случае не отламывают по кусочку хлеба, а дают с собой небольшие обрядовые хлебцы. При этом произносятся слова: "Да сnумениш (например) Ваню" ("Чтобы вспоминал Ваню"), на что уходящий, перекрестившись, должен ответить: "Бох да го пpycmи" ("Пусть его Бог простит"). В этот день всех, кто обмывал умершего, одаривают питками (небольшими пресными хлебцами).
Родные умершего строго соблюдали траур. Сорок дней они ходили в черных одеждах. Если умирал близкий человек, женщины не снимали траурные одежды в течение года, а мужчины сорок дней не брились.
На протяжении сорока дней родные и близкие ежедневно, в утренние часы, посещают могилу. Там они зажигают свечи и, полив могилу, садятся в ногах умершего. Делается это с той целью, чтобы покойник видел, кто к нему пришел.
На сороковой день родные и близкие "утиват да ръвнът гроn" (идут ровнять могилу).
С собой берется графин с вином или водой, цветы, букет из бусилика (базилика), тамян (ладан), кравайчи (хлеб средних размеров). Помимо всего этого берется еще и камыш, необходимый для того, чтобы ровнять могилу.
Могилу ровняют следующим образом: самые юные из родственников, пришедших на кладбище, становятся по обеим сторонам могилы, берут девять камышин и, держа их по три, водят ими по могильному холму. Стебли камышин при этом немного утоплены в землю. Начинают движение от изголовья до ног, потом от ног до изголовья, потом снова от изголовья до ног и там, присыпав их землей, камышины оставляют. Младших участников сменяют более старшие, и все повторяется снова. Все участники обряда обязательно стараются подержаться за камышины, произнося при этом: "Бох да прости".
Покойников принято поминать на третий, девятый, двадцатый и сороковой дни, а также по истечении трех месяцев, полугода, девяти месяцев, года, трех, шести, девяти и двенадцати лет, после чего, как говорят, "забывают умершего". Что касается ежегодных поминок, то их делают, исходя из возможности и желания. Особенно торжественные поминки устраиваются на сороковой день и год, несколько скромнее – на три года. Вообще же определяющими здесь являются материальные возможности семьи покойного.

Анна Бугрий
По материалам сайта: http://bg-ua.org/?name=pohoron

Комментариев нет:

Отправить комментарий