вторник, 11 июня 2013 г.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ КРЫМСКИХ НАРОДОВ. АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЯЛТЕ


 Мы начинаем публикацию материалов, посвященных памятникам культуры народов, населяющих Крым. Они дополнят уже опубликованные статьи о кухне, быте, обрядах и традициях, национальных и религиозных праздниках народов полуострова.  Сегодня мы отправляемся в путешествие по историко-архитектурным памятникам, которые нам оставили наши предки.

Армянская церковь в Ялте

Первые связи армян с Крымом известны со времен царя Тиграна Великого и Митридата Понтийского. Это II - I века до н. э. В силу исторически сложившихся обстоятельств, в особенности вследствие опустошительных периодических нашествий извне, значительная часть армянского народа вынуждена была в различные периоды времени покинуть свою родину и искать пристанища в чужих краях, некоторые из которых впоследствии стали для армянских переселенцев второй родиной. Именно таким являлся средневековый Крым, где в течение нескольких столетий имелись многочисленные армянские колонии с внушительным числом населения.
Исторические памятники свидетельствуют о наличии в Крыму уже в XI - XIII вв. постоянного армянского населения. Особенно многолюдными становятся армянские поселения Крыма в XIV в., что было связано с монгольскими нашествиями, а также с падением в конце этого столетия Кимисийского армянского царства.
Армяне первые приняли христианство как государственную религию, с верой пришли и новые знания. Ещё в 405 г. великий Маштоц создал армянскую азбуку.
Везде где возникала армянская община, прежде всего строили церковь. Вокруг нее объединялся народ, оберегая материнский язык и национальные обычаи. Здания армянских храмов  и монастырей Крыма. Сохраняя национальные традиции зодчества, были просты и монументальны.
Проект армянской церкви на крутом склоне холма Дарсан в Ялте был заказан на средства нефтепромышленника Погоса Тер-Гукасяна (Павла Осиповича Гукасова) (1858 - 1937) архитектору Габриэлю Тер-Микеляну (1874 - 1949) в 1905 году. За основу проекта, разрабатывающегося четыре года, был взят эскиз церкви непокорной христианской святой Рипсимэ в Эчмиадзине (Армения) 618 года постройки, а возведение конструкции здания церкви завешались лишь к 1917 году.

Отделка внутренних интерьеров, начавшаяся после возведения здания, как и эскизы для проекта, выполнялась живописцем Суренянц Вардгесом Акоповичем (1860 - 1921), переехавшим к тому времени в Ялту. Творец работал над своим последним произведением до самой смерти, обретя вечный покой под ее стенами, правда успел закончить с помощью скульптора Меркулова Сергея Дмитриевича (1881 - 1952) и художника Тарагроса Степановича Тер-Варданяна (1878 - 1953) лишь внешнюю отделку, роспись купола и алтаря.

В период Великой Отечественной войны (1941 - 1945) здание понесло некоторые потери, которые были устранены лишь после передачи его Ялтинскому краеведческому музею, который разместил в его залах историко-археологическое отделение.

В 1963 году над могилой последнего мастера храма установили мраморную табличку с надписью «Здесь похоронен Вардгес Яковлевич Суренянц (1860-1921), известный армянский живописец, график и театральный художник, украсивший это здание внутри росписью».

В 1988 году к стопятидесятилетию Ялты церковь была полностью отреставрирована.

А сейчас, как и много лет назад, церковь выполняет свое прямое предназначение - в ее стенах проходят богослужения, камерные концерты, действует воскресная школа.
Уголок тишины среди бушующего моря курортного город Ялты, где даже в самый жаркий летний полдень веет прохладой от отражающего солнце и вселяющего спокойное умиротворение своим величавым видом здания Армянской церкви.

Южный фасад
Центральный вход


Северный фасад


Внутреннее убранство

Вероника Дик
По материалам: Сайта: http://zabytki.in.ua/ru, а так же
книги:  « В крымском доме» Т.А. Салиста-Григорян.

Комментариев нет:

Отправить комментарий