
Мы начинаем публикацию материалов, посвященных памятникам культуры народов, населяющих
Крым. Они дополнят уже опубликованные статьи о кухне, быте, обрядах и традициях, национальных и религиозных праздниках народов
полуострова. Сегодня мы отправляемся в путешествие по
историко-архитектурным памятникам, которые нам оставили наши предки.
Армянская церковь в Ялте
Первые связи армян с Крымом известны со времен царя
Тиграна Великого и Митридата Понтийского. Это II - I века до н. э. В силу
исторически сложившихся обстоятельств, в особенности вследствие опустошительных
периодических нашествий извне, значительная часть армянского народа вынуждена
была в различные периоды времени покинуть свою родину и искать пристанища в
чужих краях, некоторые из которых впоследствии стали для армянских переселенцев
второй родиной. Именно таким являлся средневековый Крым, где в течение нескольких
столетий имелись многочисленные армянские колонии с внушительным числом
населения.
Исторические памятники свидетельствуют о наличии в Крыму
уже в XI - XIII вв. постоянного армянского населения. Особенно многолюдными
становятся армянские поселения Крыма в XIV в., что было связано с монгольскими
нашествиями, а также с падением в конце этого столетия Кимисийского армянского
царства.
Армяне первые приняли
христианство как государственную религию, с верой пришли и новые знания. Ещё в
405 г. великий Маштоц создал армянскую азбуку.
Везде где возникала армянская
община, прежде всего строили церковь. Вокруг нее объединялся народ, оберегая
материнский язык и национальные обычаи. Здания армянских храмов и монастырей Крыма. Сохраняя национальные
традиции зодчества, были просты и монументальны.
Проект армянской церкви на крутом склоне холма Дарсан в
Ялте был заказан на средства нефтепромышленника Погоса Тер-Гукасяна (Павла
Осиповича Гукасова) (1858 - 1937) архитектору Габриэлю Тер-Микеляну (1874 - 1949) в 1905 году. За основу проекта, разрабатывающегося четыре года, был взят
эскиз церкви непокорной христианской святой Рипсимэ в Эчмиадзине (Армения) 618
года постройки, а возведение конструкции здания церкви завешались лишь к 1917
году.
Отделка внутренних интерьеров, начавшаяся после
возведения здания, как и эскизы для проекта, выполнялась живописцем Суренянц
Вардгесом Акоповичем (1860 - 1921), переехавшим к тому времени в Ялту. Творец
работал над своим последним произведением до самой смерти, обретя вечный покой
под ее стенами, правда успел закончить с помощью скульптора Меркулова Сергея
Дмитриевича (1881 - 1952) и художника Тарагроса Степановича Тер-Варданяна (1878 - 1953) лишь внешнюю отделку, роспись купола и алтаря.
В период Великой Отечественной войны (1941 - 1945) здание
понесло некоторые потери, которые были устранены лишь после передачи его
Ялтинскому краеведческому музею, который разместил в его залах
историко-археологическое отделение.
В 1963 году над могилой последнего мастера храма
установили мраморную табличку с надписью «Здесь похоронен Вардгес Яковлевич
Суренянц (1860-1921), известный армянский живописец, график и театральный
художник, украсивший это здание внутри росписью».
В 1988 году к стопятидесятилетию Ялты церковь была
полностью отреставрирована.
А сейчас, как и много лет назад, церковь выполняет свое
прямое предназначение - в ее стенах проходят богослужения, камерные концерты,
действует воскресная школа.
Уголок тишины среди бушующего
моря курортного город Ялты, где даже в самый жаркий летний полдень веет прохладой
от отражающего солнце и вселяющего спокойное умиротворение своим величавым
видом здания Армянской церкви.
![]() |
Южный фасад |
![]() |
Центральный вход |
![]() |
Северный фасад |
![]() |
Внутреннее убранство |
Вероника
Дик
По
материалам: Сайта: http://zabytki.in.ua/ru,
а так же
книги:
« В крымском доме» Т.А.
Салиста-Григорян.
Комментариев нет:
Отправить комментарий