среда, 25 апреля 2012 г.

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД КРЫМСКИХ АРМЯН

Выбор невесты обычно проводился родственниками парня. Во внимание принимались не только красота девушки, но ее здоровье, трудолюбие, важно из какой она семьи.
Когда выбор был сделан, приходили в дом девушки со словами: «У вас роза, у нас сад. Мы хотим, чтобы эта роза цвела в нашем саду».
Если получали согласие – делали помолвку «ншан». В знак этого над домом парня вывешивали черпак или расческу. Взяв с собой самых близких родственников, жених шел делать избраннице предложение и вручал ей кольцо. На следующий день из дома невесты для него приносили в большом количестве «ншани-курабя» - сладости, пропитанные Розовым маслом и  посыпанные блесками, которые он раздавал всем своим родным. За 15 дней до свадьбы жених посылал невесте или материал для подвенечного платья, или всю венчальную одежду от фаты до сапожек.
Свадьбе предшествовала тщательная подготовка. Все начиналось с переговоров, которые велись в доме невесты при участии близких родственников с обеих сторон и «кавора» – посаженного отца. Договаривались о приданном невесты, обсуждали, какую сумму должен заплатить отец жениха за молоко, которым мать вскармливала дочь.
Свадебный обряд начинался с особых церемоний: выпечка хлеба, разливание вина, купание невесты – которые сопровождались веселыми шутками и песнями.
Свадебный хлеб пекли в четверг. Участвовать могли только женщины.
Вино переливали из карасов в бутылки тоже в четверг только мужчины.
Подготовка невесты к свадьбе начиналась с обряда купания. Собирались в доме замужней сестры или бабушки невесты все женщины ее рода.
После купания невеста весь день была с подругами и в сопровождении музыкантов.
У армян свадьбу праздновали три дня. Первый день называется свадьбой для молодых, участниками его были «азапы» - холостяки. Для них готовили «цан» (дерево из веток ивы). Его украшали сладостями, яблоками, а на макушку насаживали вареную курицу. После первого застолья отправляли обещанный выкуп для невесты. А когда возвращались домой, приступали к обряду одевания жениха. Цирюльник, обмакивая палец в вино, приступал к обряду «сбривания бороды жениха». На голову надевали корону (шапка, обвитая лентами). С этого момента жениха называли «такавор» - «царь». Посаженная мать перевязывала его крест на крест лентой из белых, красных и зеленых платков. Священник освещал шапку жениха и наряды невесты, уложенные на подносе.
Венчались в субботу. Утром одевали невесту. Свекор, трижды прокрутив над ее головой освященный свадебный пояс, надевал с пожеланиями родить крепкого сына. Посаженная мать поверх фаты прикрепляла корону, завершая обряд одевания «танун» - «царицы».
После венчания все гуляние проходило в доме невесты, демонстрировали приданное невесты, парни показывали свою удаль.
В воскресенье утром невесту забирали в дом жениха. Встречала молодых на пороге дома свекровь. Она выносила горшочек масла, трижды обходила с ним вокруг четы. Перед дверью разбивали тарелку. Войдя в дом, новобрачная не должна была садиться, пока свекровь не вручит ей подарок. Вечером, читая молитву, святой отец снимал корону с головы жениха. Кавор держал в это время над головой жениха обнаженный меч. Только после этого молодые могли войти в опочивальню.
Анна Бугрий.
По материалам курса лекций «Этнокультурология».

Комментариев нет:

Отправить комментарий