
Где бы ни умер
человек, родные старались, чтобы он 3 дня пребывал в своем доме, а если это
невозможно, то хотя бы одну ночь провел там. Тело укладывали на кровать или
другое ложе посередине комнаты. Возле покойника ставят икону, стакан воды, три
зажженные свечи и миску с пшеницей. Каждый, приходящий проститься, ставил
свечку и клал деньги на поднос (анонимная помощь семье). Обычно собиралось
много людей, считающим своим долгом попрощаться с покойником. Греки «поют,
плача над покойником». В каждом селе было несколько женщин – плакальщиц – аглавжи, которых обычно нанимали за
определенную плату.
Родственники по
обычаю не обмывают покойника и не несут на кладбище гроб (это делают специально
приглашенные люди). После того, когда вынесли гроб из дома, последний выходящий
подпирал дверь камнем, чтоб горе не вернулось в этот дом.
Впереди
погребальной процессии вслед за священником несут крышку гроба. Открытый гроб
несут на полотенцах 4 мужчин (сейчас на плечах), на каждом перекрестке, у входа
в церковь и у кладбищенских ворот процессия останавливается, ставит гроб на
табурет, затем поднимает 3 раза. В могилу каждый присутствующий бросает горсть
земли. На могиле оставляли зажженную свечу или кадили ладаном.
На кладбище
приносят кутью – вареные пшеничные зерна,
перемешанные с жареной мукой, сахаром, всевозможными сладкими добавками; над
горкой каши выкладывают крест.
По возвращению с
кладбища, прежде чем войти в дом, у калитки моют руки. Начинается поминальная
трапеза: прежде всего каждый должен съесть по 3 ложки кутьи. На столе
разнообразная еда, спиртного не полагается.
Заупокойной
трапезой делились с соседями и родственниками. Каждую субботу в течение
последующего сорокодневья рано утром до восхода солнца разносили еду соседям,
обязательно по 3 ложки кутьи, причем еда должна быть горячей, чтобы пар
возносился кверху, «достигал души покойного».
Три дня подряд
родственники и друзья усопшего приходят на кладбище, окуривают могилу ладаном
или же зажигают свечи, кладут на могилу конфеты, печенье, рассыпают крошки вокруг.
На 9 день устраивали поминки. Приглашенным на поминки разносили на тарелочках
густо сваренную кутью, поверх которой клали маленький хлебец. Традиционно
поминальные дни – 9, 40, полугодие, годичное поминание. Все 40 дней в доме
умершего форточки должны быть приоткрытыми. Все 40 дней в комнате, где лежал
покойник, утром и вечером зажигают свечу. Во многих селах вместо свечи
круглосуточно горела «кандыла». Все
40 дней зеркала были завешаны белыми простынями.
Поминки не имеют
специального названия, просто говорят: «идем
на девятидневье» (экеман инея), «идем
на сороковины» (экеман сарадна) и
т.д. Сразу после похорон в церкви заказывали сорокоуст для поминания имени
покойного.
Анна Бугрий
По
материалам курса лекций «Этнокультурология»
Комментариев нет:
Отправить комментарий