среда, 30 мая 2012 г.

ОБРЯДЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НА ТРОИЦУ


    "Троица"  Андрей Рублёв. 1422-27гг.
После великого праздника Пасхи верующие христиане празднуют сошествие Святого Духа – Пятидесятница. В народе этот праздник называют еще как Троица или Троицын день. 
Как говорит церковное учение – Бог существует в трех ипостасях, в трех лицах Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Пятидесятница относится к категории двунадесятых переходящих праздников.
 На праздник Пятидесятницы все апостолы были вместе. Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущего сильного ветра, и наполнил весь дом, в котором они находились. Тут же явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из апостолов. Тогда все они исполнились Святого Духа и начали говорить на разных, не знакомых им ранее языках. 
Именно в этот день, Бог показал человеку тот путь, по которому он должен идти. Бог открыл людям свой замысел о человеке и открыл свои заповеди. 
Пятидесятница – это праздник природы, праздник радостного будущего, и то, что случилось в этот день, говорит о мире Божьем и о раскрытие воли Божьей, о человеке. Победа добра над злом. Сошествие Святого Духа на троих учеников Христа знаменует день утверждения Церкви Христа. Здесь, верующий человек достигает для себя начало своей святости и благочестия, человек входит в общение с Богом для, данной Им, вечной жизни.
В церковном календаре за Пятидесятницей идет Духов день. Этот праздник для почитания и прославления Святого Духа и называется – праздник сошествия Святого духа. Праздник сошествия Святого Духа отмечается вместе со Святой Троицей, так как в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества.

Народные  обряды и обычаи

      "Троицын день"  Б.М.Кустодиев. 1920
В народе праздник Троицы, или Пятидесятницы, совпадает с праздником славянских народов – Семик, который почти полностью был одинаков с Троицей, как по срокам празднования, так и по особенностям. Семик являлся одним из самых веселых и радостных летних праздников. Этот праздник ведает о переходе весны на лето с земледельческой стороны. Древнее название праздника Семик идет оттого, что он приходится на седьмую неделю по Пасхе. В этот день, местные девушки, собравшись толпой, идут в лес или на берег речки и устраивают пляски, играют в игры, поют песни, плетут венки. Потом эти венки кидают в воду, и смотрели, что произойдет с венком и в итоге так они гадали о своей судьбе. Каждый дом украшался березовыми ветками, а пол обкладывался свежескошенной травой. Также, в Пятидесятницу, храмы и дома украшают ветками березы, цветами и травой. Приходя в этот день в церковь, христиане приносят с собой травы и цветы для освещения на службе, после относят их домой и хранят их целый год, так как считается, что эти травы и цветы оберегают от болезней. Еще, в Семик, был обряд такой: молодые девушки приносили на место гуляний молодую березку из леса, и украшали ее красивыми ленточками и цветами. И под этой березкой девушки раскладывали пир, состоящий из пирога, яиц и водили хороводы с песнями.

Другой обряд в Троицу, говорит о почитании мертвых, преков, их чествование. Считалось, если умершие и предки относятся к вам хорошо и у них к вам хорошее расположение, то считалось, что и урожай, и здоровье будет хорошим. Для этого люди посещали в этот день могилы умерших близких, приносили с собой угощения, украшали могилки цветами и березовыми ветками, и говорили о покойных. Далее угощались принесенным и тем самым, приглашали дорогих им близких умерших.

Белорусские и украинские обряды на Троицу

На Полесье в начале ХХ века сохранялся обряд вождение Куста, который упоминается еще в летописных источниках. В воскресенье утром впитывали девушку в зеленые ветки и водили толпой от дома к дому, поздравляя хозяев:

Мы водим Куста
От дома к дому,
Чтобы были все люди
Счастливые, богатые.

За это получали подарки. Под вечер сняты с девушки-Куста ветви несли в рожь, чтобы приносило. На Полтавщине водили Тополь, которой тоже была украшена цветами юнка:


Стоял тополь край чистого поля.
Стой, тополенько, не развивайся,
Буйному витроньку не поддавайся.

На Киевщине, Переяславщине, Черниговщине молодежь ставила “дуба”, “явор”, “веху”. На высокую жердь насаждали колесо с повозки, украшенные цветами зеленью, цветами, лентами. Вокруг него танцевали, пели, играли в обрядовые игры.

На Троицу девушки надевали венки из живых цветов, которые не только украшали их, а еще оберегали от сглаза и ведьм, русалок-берегинь. На шею вешали любисток и полынь. На Полтавщине, Уманщине освящали в этот день колодца в поле, ходили крестным ходом на нивы и освящали их. Издавна на Троицу молодые матери носили гостинцы бабе-повитухе, которая была бы посредником между двумя мирами. Гостинцами люди чествовали символическую бабу-предка, бабу Рожаниц, что является очень древней традицией.

В понедельник после Зеленой недели - день святого Духа. Собственно, всю неделю после Троицы является поминальным. Поминают грешные души: утопленников, умерших некрещеных детей. По народным верованиям, они превращаются в берегинь, нимф, лоскотарок, русалок и несколько дней в году, а именно в течение этого летнего недели, живущих на земле и водят танцы на берегу рек, во ржи, в лесу. Поэтому не ходят на этом неделе в поле, лес, не купаются, чтобы не защекотали лоскотаркы. Но кто их увидит издалека, то будет очень счастлив.

Существовали так же и приметы в этот день:

"На Троицу дождь много грибов".
"Троица с кормом".
"Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса".

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день.
Говорили: "С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".
"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

                             http://www.church-fete.ru/trinity.html
                           
  Вероника Антонова

Комментариев нет:

Отправить комментарий