![]() |
"Троица" Андрей Рублёв. 1422-27гг.
|
После великого праздника Пасхи верующие
христиане празднуют сошествие Святого Духа – Пятидесятница. В народе этот
праздник называют еще как Троица или Троицын день.
Как говорит церковное учение
– Бог существует в трех ипостасях, в трех лицах Святой Троицы: Бог Отец, Бог
Сын, Бог Дух Святой. Пятидесятница относится к категории двунадесятых
переходящих праздников.
На праздник Пятидесятницы все апостолы были
вместе. Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущего сильного ветра, и
наполнил весь дом, в котором они находились. Тут же явились им разделяющиеся
языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из апостолов. Тогда все
они исполнились Святого Духа и начали говорить на разных, не знакомых им ранее
языках.
Именно в этот день, Бог показал человеку тот
путь, по которому он должен идти. Бог открыл людям свой замысел о человеке и
открыл свои заповеди.
Пятидесятница – это праздник природы, праздник радостного
будущего, и то, что случилось в этот день, говорит о мире Божьем и о раскрытие
воли Божьей, о человеке. Победа добра над злом. Сошествие Святого Духа на троих
учеников Христа знаменует день утверждения Церкви Христа. Здесь, верующий
человек достигает для себя начало своей святости и благочестия, человек входит
в общение с Богом для, данной Им, вечной жизни.
В церковном календаре за Пятидесятницей идет
Духов день. Этот праздник для почитания и прославления Святого Духа и
называется – праздник сошествия Святого духа. Праздник сошествия Святого Духа
отмечается вместе со Святой Троицей, так как в пришествии Духа к людям
проявляется полнота Божества.
Народные обряды и обычаи
![]() |
"Троицын день" Б.М.Кустодиев. 1920
|
В народе праздник Троицы, или Пятидесятницы,
совпадает с праздником славянских народов – Семик, который почти полностью был
одинаков с Троицей, как по срокам празднования, так и по особенностям. Семик
являлся одним из самых веселых и радостных летних праздников. Этот праздник
ведает о переходе весны на лето с земледельческой стороны. Древнее название
праздника Семик идет оттого, что он приходится на седьмую неделю по Пасхе. В
этот день, местные девушки, собравшись толпой, идут в лес или на берег речки и
устраивают пляски, играют в игры, поют песни, плетут венки. Потом эти венки
кидают в воду, и смотрели, что произойдет с венком и в итоге так они гадали о
своей судьбе. Каждый дом украшался березовыми ветками, а пол обкладывался
свежескошенной травой. Также, в Пятидесятницу, храмы и дома украшают ветками
березы, цветами и травой. Приходя в этот день в церковь, христиане приносят с
собой травы и цветы для освещения на службе, после относят их домой и хранят их
целый год, так как считается, что эти травы и цветы оберегают от болезней. Еще,
в Семик, был обряд такой: молодые девушки приносили на место гуляний молодую
березку из леса, и украшали ее красивыми ленточками и цветами. И под этой
березкой девушки раскладывали пир, состоящий из пирога, яиц и водили хороводы с
песнями.
Другой обряд в Троицу, говорит о почитании
мертвых, преков, их чествование. Считалось, если умершие и предки относятся к
вам хорошо и у них к вам хорошее расположение, то считалось, что и урожай, и
здоровье будет хорошим. Для этого люди посещали в этот день могилы умерших
близких, приносили с собой угощения, украшали могилки цветами и березовыми
ветками, и говорили о покойных. Далее угощались принесенным и тем самым,
приглашали дорогих им близких умерших.
Белорусские
и украинские обряды на Троицу
На
Полесье в начале ХХ века сохранялся обряд вождение Куста, который упоминается
еще в летописных источниках. В воскресенье утром впитывали девушку в зеленые
ветки и водили толпой от дома к дому, поздравляя хозяев:
Мы
водим Куста
От
дома к дому,
Чтобы
были все люди
Счастливые,
богатые.
За
это получали подарки. Под вечер сняты с девушки-Куста ветви несли в рожь, чтобы
приносило. На Полтавщине водили Тополь, которой тоже была украшена цветами
юнка:
Стоял
тополь край чистого поля.
Стой,
тополенько, не развивайся,
Буйному
витроньку не поддавайся.
На
Киевщине, Переяславщине, Черниговщине молодежь ставила “дуба”, “явор”, “веху”.
На высокую жердь насаждали колесо с повозки, украшенные цветами зеленью,
цветами, лентами. Вокруг него танцевали, пели, играли в обрядовые игры.
На
Троицу девушки надевали венки из живых цветов, которые не только украшали их, а
еще оберегали от сглаза и ведьм, русалок-берегинь. На шею вешали любисток и
полынь. На Полтавщине, Уманщине освящали в этот день колодца в поле, ходили
крестным ходом на нивы и освящали их. Издавна на Троицу молодые матери носили
гостинцы бабе-повитухе, которая была бы посредником между двумя мирами.
Гостинцами люди чествовали символическую бабу-предка, бабу Рожаниц, что
является очень древней традицией.
В
понедельник после Зеленой недели - день святого Духа.
Собственно, всю неделю после Троицы является поминальным. Поминают грешные
души: утопленников, умерших некрещеных детей. По народным верованиям, они
превращаются в берегинь, нимф, лоскотарок, русалок и несколько дней в году, а
именно в течение этого летнего недели, живущих на земле и водят танцы на берегу
рек, во ржи, в лесу. Поэтому не ходят на этом неделе в поле, лес, не купаются,
чтобы не защекотали лоскотаркы. Но кто их увидит издалека, то будет очень
счастлив.
Существовали
так же и приметы в этот день:
"На
Троицу дождь много грибов".
"Троица
с кормом".
"Если
поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай
мокрого сенокоса".
На
следующий за Троицей понедельник приходится Духов день.
Говорили:
"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".
"Придет
Свят Дух, будет на дворе, как на печке".
Материал сайтов: http://poslezavtra.com.ua/zelenoe-voskresene-troica-nashi-tradicii/
Вероника
Антонова
Комментариев нет:
Отправить комментарий