
Все мы наверняка не раз слышали о гуляньях на Ивана Купала, а кто -то даже принимал непосредственное участие. Но задумывались ли многие из нас о смысле этого праздника? Кто такой Иван и кто такой Купала?
7 июля православная церковь празднует Рождество Иоанна
Предтечи установленный в память о событиях, связанных с
рождением Иоанна Крестителя, описанных в Евангелии от Луки. Иоанн Креститель -
единственный святой, кроме Иисуса Христа и Богородицы, чье Рождество празднует
церковь, в остальных случаях празднуется только день смерти святого. Традиция
прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической смерти
сложилась еще в первых христианских общинах. В начале IV века праздник был
введен в христианский календарь.
Праздник
этот замечателен уже по тому, что само Рождество Предтечи было необыкновенным и
чудесным.
Как повествует Евангелие (Лк.
1, 57 - 80), праведные родители святого Иоанна Крестителя - священник Захария и
Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели
детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал
богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по
правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится
сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя
- Мессии.
Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости
возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно
и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов
Архангела. Настало время, и святая Елисавета родила сына. Мать
назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого
имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на
ней: "Иоанн имя ему" - и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела
его речь узы разрешились.
Святой пророк, чье чудесное
рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во
плоти и удостоился крестить Его во Иордане.
После Рождества Иисуса
Христа и поклонения пастырей и волхвов царь Ирод повелел убить всех младенцев.
Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась
там в пещере. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому
служению строгой жизнью. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и
питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех
пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди
еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах
Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). Сущность
его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение,
люди должны нравственно очиститься – исповедать свои грехи, и таким образом
приготовить себя к принятию Евангелия.
У восточных славян и народов
Прибалтики праздник Рождества Иоанна Предтечи по времени совпал с языческим
праздником летнего солнцестояния, поэтому в народе его называли днем Ивана
Купала.
Много языческих элементов до сих пор сохранились в народной обрядности
этого праздника: танцы, прыжки через огонь (древний очистительный обряд),
скатывание в реку пылающих колес, пускание на воду венков, и многое другое, что
не хотелось и вспоминать в светлый праздник. Такие празднования проходят в ночь
с 6 на 7 июля и предварялись они русалиями - циклом обрядов связанных с «проводами
русалок» и молением о дожде, начинавшимся от двадцатых чисел мая до середины
июня. Купала – языческий праздник, к которому Церковь относится
негативно. Этот языческий праздник включал в себя следующие обряды: возжигание
огня, прыжки через костёр (или крапиву), скатывание горящего колеса (культ
огня), купание нагишом и обливание всех грязной водой, «черпание росы» (культ
воды), легенда о распускающемся в эту ночь цветке папоротника (который никогда
в действительности не цветёт), блудная жизнь во время праздника - «прощание с
Девственностью », гадания.

Существовали различные приметы,
и обряды на Купала:
Если на Иванов день
перелезть через двенадцать заборов, то сбудется желание.
В Иванову ночь ведьмы
владеют наибольшей силой, поэтому, чтобы защитить себя, кладут на пороге и на
подоконниках крапиву и папоротник.
Травы, собранные этой ночью
считаются особенно действенными.
Если в эту ночь спрятать
цветки ивана-да-марьи в четырех углах дома, то воры будут обходить его
стороной.
В ночь на Ивана Купала
девушки вьют венки, ставят в них горящие свечи и пускают в реку. Если венок
сразу тонет, значит, суженый не любит. У какой девушки венок дальше всех
заплывет, та будет счастливее всех, у какой же дольше всех горит свеча, та
проживет самую долгую жизнь.
Перед сном незамужние
девушки кладут под голову подорожник, приговаривая:
«Попутник-трипутник, ты живешь при дороге,
видишь как старого так малого, покажи мне моего суженого!»
В полночь девушки, не глядя,
собирают цветы и травы и кладут их под подушку.
Если утром насчитать двенадцать
различных трав, то девушка обязательно выйдет в этом году замуж.
Так как в купальскую ночь
вылазит на свет всякая нечистая сила, то стараются всю ночь не спать и жгут
костры. Традиция прыгать через костры отходит еще к нашим древним языческим
предкам, которые таким образом очищались от злого.
Говорят, что если написать
на бумажке то что было плохого в этом году, а потом в ночь Ивана Купалы сжечь
ее на костре, тогда эти несчастья больше не повторятся.
Это далеко не все обряды
связанные с празднованием Купалы в каждом отдельном регионе существовали свои
особенности присущие данной местности.
Стоит запомнить лишь одно,
что не стоит соединять в едино два абсолютно разных праздника, имеющие
противоположное значение.
Вероника
Антонова
По
материалам сайта: http://www.pokrovsky-monastyr.kh.ua/ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий