воскресенье, 8 июля 2012 г.

НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ В ПЕТРОВ ДЕНЬ



Петров день (Петр-Павел, Петры и Павлы, Петро, Петровки) - великий православный праздник, посвященный памяти первоверховных апостолов Петра и Павла; отмечается 29 июня / 12 июля. В этот день совершилось перенесение реликвий апостолов Петра и Павла из Рима в Сан-Себастиано. Событие это со временем забылось, а праздник стал осмысляться в христианской культуре как день общего мученичества святых Петра и Павла - "хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно" (Праздники и знаменательные даты… 1993. С. 127).
Церковь почитает Петра и Павла как первых проповедников - "посланцев" христианского учения.




Призвание апостолов Петра и Андрея.
Дуччо ди Буонинсенья.
 Ок.1308 г.





Один из них Петр (Симон), происходивший из семьи рыбака, был учеником Иисуса Христа. Именно ему Спаситель отвел роль основателя церкви. После смерти и воскрешения Иисуса Христа Петр стал ревностным проповедником новой религии и возглавил одну из первых христианских общин; по легендам он являлся первым епископом вселенской (римско-католической) церкви. При гонениях, происходивших в период правления римского императора Нерона, Петр был распят на кресте вниз головой.







Обращение Св. Павла,
Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)

Павел (Савл) родился в семье богатых иудеев в малоазиатским городе Тарсе. Долгое время он сам был гонителем христиан. Жития повествуют, что однажды Павел, услышав Божий глас с неба, ослеп. После того как через три дня зрение вернулось к нему, он прозрел и в духовном отношении и воспринял христианский взгляд на мир. Его последующая деятельность заключалась в миссионерских поездках по Римской империи. Павел принял мученическую смерть: по указанию императора Нерона он был усечен мечом в Риме.



 

Апостол Петр.
Фрагмент композиции Страшный суд.
Западная стена. Вологда. Софийский собор
  
В традиционном мировоззрении русского народа апостолы Петр и Павел занимали особое место. Петр относился к числу наиболее чтимых в России святых угодников. В сказаниях и быличках он фигурирует под именем апостола-ключаря. Считалось, что святой владеет ключами от Царства Небесного, закрывает и открывает врата рая. В некоторых поверьях оба апостола являются хранителями ключей; они стоят у дверей рая и ада.
Петру поклонялись и молились как покровителю засеянных полей и рыболовства.
День святых апостолов Петра и Павла считался одним из важных "годовых" праздников. К нему, как правило, готовились заранее: соблюдали пост (Петровский, Петров пост, Петровки). Обычно Петров день, как и другие большие праздники, отмечался два-три дня; сибиряки объясняли: "севодне Петры, завтре Павлы.



Петров день был особо почитаем среди рыбаков; зачастую его называли "рыбацким" или "ловецким" праздником, "рыболовом". В районах, с развитым рыболовецким промыслом и там, где ловля рыбы существовала как подсобный промысел, 12 июля устраивали крестные ходы и молебны на рыболовецких угодьях, собирали с населения деньги "Петру-рыболову на мировую свечу", которую ставили в приходском храме перед образом святого. В этот день рыбацкие деревни считались праздничными и принимали у себя гостей. Старые рыбаки по этому случаю украшали свои костюмы растением "Петров крест". Праздничная трапеза непременно включала блюда из свежей рыбы. Среди рыбаков Петров день считается началом летнего сезона ловли рыбы. В связи с этим традиционно принято было устанавливать новые цены на товар и заключать сделки и договора с торговцами рыбой.

В народном календаре Петров день составляет вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы единый праздничный цикл, призванный маркировать кульминационный момент полного расцвета природных сил, и осмысляется как его завершающий этап. В обрядово-мифологическом плане этот день включает ряд поверий и ритуальных действий, характерных для Ивана Купалы.

Роль девушек и женщин в обрядности Петрова дня весьма значима, их действия связаны с идеей плодородия.
В большей степени Петров день сохранил значение праздника молодежи. Молодые люди надевали лучшие костюмы. Им отводилась ведущая роль в обрядово-игровых действиях, в то время как остальное население, как правило, активного участия в нем не принимало, а выступало лишь в качестве наблюдателей. На время праздника снимались некоторые ограничения в отношениях между полами; кардинально изменялось поведение молодежи в целом.


Типичной чертой праздника являлись молодежные гуляния. Начинались они обычно накануне праздника, вечером, и продолжались в течении ночи и последующих одного-двух дней. Девушки и парни, собравшись вместе, отправлялись в места традиционных гуляний, которые располагались в центре поселения или за его пределами - в лесу, на полянах, возвышенностях, вблизи водных источников. Здесь специально для петровских гуляний устанавливали качели, которые часто воспринимались в народе как символ праздника.
К наиболее распространенным среди молодежи действиям относится обычай устраивать в ночь на Петров день обрядовые бесчинства: забираться во дворы односельчан, уносить и растаскивать по округе, а иногда забрасывать на крыши или пускать на воду, бороны, телеги, сани, кадушки, бревна и все то, что попадет под руку, рвать в чужих огородах и садах созревшие плоды (при общем запрете на вкушение плодов нового урожая), заваливать окна, двери, ворота, возводить ("городить") из украденных вещей преграды на улицах поселений (отсюда и тульское название обычая - "городушник"), пугать население шумом и криком .Утром следующего дня домохозяева занимались поиском своих вещей, разбором завалов, по традиции громко ругая и браня молодежь.

Петров день являлся важной вехой в календаре. Он воспринимался как дата смены времен года. В ряде мест праздник назывался "проводы весны. Другие считали, что Петров день открывает вторую половину лета: "С Петрова дня - красное лето". Этот момент характеризуют, как свидетельствуют приметы, изменения в погоде: "Как придет Петро, так и будет тепло", "Петр-Павел жару прибавил"; а также поворот солнца на зиму: "Петр-Павел день убавил". Представление о наступлении нового сезона базируется и на основе наблюдений за птицами: после Петрова дня кукушка перестает куковать, а соловей петь.

В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих/женских гуляний, что и отразилось в пословице "Женское лето - до Петра, с Петрова дни страдная пора". 


Крестьянские девушки в праздничных костюмах
на Петров День. Начало XXв. Архангельская губ.
 В восточнославянских представлениях (западная Украина), женский период времени, включавший Троицу и Петров пост, заканчивался наступлением мужского праздника Петров день. У русских подобные представления были не развиты. Однако ряд элементов свидетельствует о их наличие в обрядово-мифологическом комплексе Петрова дня. В народе была известна пословица "У мужика то и праздник, что Петров день". Традиционно в этот день устраивались мужские братчины. Тещи приглашали в гости зятьев и готовили для них "Петровское" угощение из продуктов, скопленных за пост. Петр считался покровителем мужских профессий: рыболовства и пастушества, рыбаки и пастухи отмечали праздник в его честь как свой профессиональный день.

 Вероника Антонова
 Материал сайта:  http://www.ethnomuseum.ru

1 комментарий: