пятница, 13 апреля 2012 г.

ПАСХАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН КРЫМА

 Одним из самых важных и больших христианских праздников является Пасха. ...Подготовка же к нему начиналась загодя: самое главное нужно было подготовить себя духовно, соблюдая Великий пост, а за неделю до Пасхи ещё и выполнить ряд специальных обрядов. В последнее перед Пасхой воскресенье, так называемое "Вербное", в церкви освящали веточки вербы. ...Верба у восточных славян всегда служила символом обновления, оживления могущественной природы. Ранний, дохристианский смысл исполнения этого обряда в том, что здоровое, расцветающее дерево должно передать здоровье, красоту, силу человеку или животному. Поэтому веточкой вербы было принято стегать ребятишек и приговаривать: "Не я бью, верба бьёт". Детям давали почки вербы от лихорадки. Веточкой освящённой вербы выгоняли первый раз скотину в Егорьев день. Иногда ветки разбрасывали на поле - для урожайности. Освящённая верба у восточных славян, подобно пальмовой ветви Палестины, "высоко уважалась", по словам крымских старожилов, и сохранялась в переднем углу в течение года.

 На "вербной неделе" (следующей за вербным воскресеньем) всеми христианами отмечается "чистый четверг", как день обновления на предстоящий год всего крестьянского хозяйства. В это день матери вставали до зари и умывали "небраной" водой своих детей, чтобы они росли крепкими и красивыми. Обязательно по утру нужно было позвенеть деньгами, чтобы целый год деньги водились. Основные же обрядовые действия были связаны с выполнением хозяйственных работ. Хозяева передвигали с места на место свои орудия труда, чтобы предохранить их от поломки или потери; рыбаки перебирали снасти, чтобы рыба в них водилась; охотники стреляли из ружей, желая себе всегда удачной охоты. Женщины попеременно садились то прясть, то ткать, то вышивать или выполнять какие-либо другие сподручные работы, дабы заслужить у таинственных сил природы возможность и охоту заниматься этими работами в течение всего года.Самый строгий день соблюдения Великого поста выпадает на пятницу, которая носит название "страстной", так как в этот день Иисус Христос принимал самые тяжкие страдания и муки (по Библии). В этот день, по свидетельству мазанских старожилов, из церкви выносили плащаницу, окроплённую святой водой. Женщины приносили с собой вышитые носовые платки и "вытирали святую воду с плащаницы". Эти платки переходили потом из поколения в поколение как символ веры и очищения.

Важное место на Пасху занимает ритуальная еда: пасха, кулич, крашеные яйца. Обычай печь обрядовый хлеб весной, как способ заклятия плодородия, был известен задолго до христианской Пасхи, а название получил позднее, в связи с церковным праздником. Пасхальное тесто требовало особого внимания и уважения. Замешивали его в диже (деревянном корыте с расширяющимися от дна краями) или в большой специальной макитре. В доме это время никто не должен был шуметь, топать ногами, ругаться, иначе "тесто могло обидеться и не взойти". Куличи (у украинцев и белорусов они назывались пасхи) "сажали" в особые металлические формы, которые использовались только раз в году; перед посадкою в печь хлеб крестили и загадывали, если пасха будет высокой, значит, будет хороший урожай.

Считалось, что самые хорошие пасхи получались в русских печах, не случайно они и сейчас служат старожилам для этих целей. В домах их сохранилось мало, но есть печи, специально выстроенные во дворах. Пасхальный стол накрывался с особой тщательностью: на нём присутствовали блюда (помимо ритуальных), зачастую употребляемые только в этот праздник. Во многих крымских сёлах, за неделю-две до Пасхи, в посуду насыпали землю и сажали пшеничные зёрна, чтобы они к празднику проросли. А на Велик день в миску с пшеничными всходами ставили пасхальный хлеб и обкладывали его крашеными яйцами. Этот приём также символизировал надежду на хороший урожай. Пасхальному яйцу, как символу зарождения жизни, издревле приписывались магические свойства. Два окрашенных яйца клали на полочку в красном углу - считалось, что они предохраняют от хвори, от пожара. Любимой забавой детей и молодёжи на Пасху было "катание яиц". Игра заключалась в том, что после обеда желающие сажались в круг (во дворе, в поле), раскладывали окрашенные яйца, а одно катали с бугорка (дощечки) - чьё яйцо будет задето, тот и берёт его себе. Катание яиц - соприкосновение с землёй, по народным верованиям, должно пробудить кормилицу ото сна.

На Пасху обязательно катались на качелях. Старались делать их как можно длиннее, чтобы размах был выше. И катались "на высокий хлеб", "на долгий лён" (а лён в Крыму в XIX веке выращивали, в основном, белорусы, в бывших Ялтинском и Феодосийском уездах). Непременны на Пасху были хороводы. В них принимали участие все от мала до велика, пели величальные песни в честь "Воскресения Христова" и просто веселились.

Пасха продолжалась целую неделю, в эти дни не работали, только ходили друг к другу в гости, принимали обильную пищу, "разговляясь" после поста и восстанавливали силы для будущих сельскохозяйственных работ. Пасхальная неделя носила ещё название Фомина неделя, что связано с поминовением умерших родственников. Считалось, что на Пасху на землю выходят души умерших, их надо было угостить пасхальным хлебом и проводить. У украинцев и белорусов проводы отмечались в понедельник Фоминой недели, у русских - во вторник и носили название Радуница.


Савинова Ольга Владимировна
http://www.crimea.edu/crimea/etno/articles/obrads/index.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий