вторник, 12 июня 2012 г.

ОБРЯД РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА У КРЫМСКИХ БОЛГАР

Родины и крестины
Ожидание и рождение ребенка - важный момент в жизни каждой семьи. До 1950-х годов, до образования ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов), в родах главную роль играла повитуха (баба). Их бывало 3-5 на каждое село. В период беременности болгарка соблюдала ряд строжайших запретов. Несмотря на то, что до последних дней она работала в поле и продолжала выполнять работу на дому, свекровь и другие члены семьи следили, чтобы она не перетруждала себя. Согласно поверьям, она не могла садиться на пустое ведро или торбу, потому как младенец будет голодным. Не должна была перескакивать через канавы, чтобы ребенок не удушился. Ей не разрешали смотреть на огонь - если она схватится за какую-то часть своего тела, у младенца - на том же месте - будет родимое пятно. Также не стоило бить кошку или собаку - под угрозой таких же последствий. Кроме того, оберегали ее от взглядов, чтобы не сглазили «плохие люди». В таких случаях на руке женщины нередко можно было увидеть красную нитку. 
Удачные роды раньше связывали, прежде всею, с опытом бабки-повитухи. К ней обращались не только для принятия родов, но и как к сельскому «педиатру», «гинекологу», гадалке, способной предсказать будущее и предотвратить воздействие сглаза. Она была уважаемым гостем на свадьбе, семейных и календарных торжествах. За бабой посылали кого-нибудь из членов семьи. Она приносила различные травы, «престилку» (фартук) и святую воду. После ее появления в ломе все мужчины покидали комнату. После родов баба оставалась с роженицей 4 дня и проводила адаптационно-восстановительный курс. Она же первый раз купала ребенка (в последующие дни это делала либо мать новорожденного, либо бабушка). Раньше бытовал устойчивый набор подарков для такой акушерки: миска муки, хлеб, курица, мыло, отрез ткани (пешкир или престилка), вино или водка. Малка пита - болгарский ритуал празднования рождения ребенка. Обычно он проводился на 2-3-й день после родов. Собирались только рожавшие женщины из семей родственников и соседей. Они приносили подарки ребенку, материал на пеленки, хлеб. В этот день благодарили бабу, желали здоровья роженице и младенцу.
На 20-30-й день после рождения ребенка устраивали гуляма пита (иногда она совпадала с крестинами). В этот день вновь собирались только женщины, но их состав уже не был ограничен близким кругом лиц. Они приносили подарки для ребенка, курицу, печенье, ракию (водку), пекли пииту (пресный каравай, смазынный медом). На гуляма пита, приходила повитуха. Ей роженица дарила миску с мукой, и только после этого все садились за стол. По болгарским обычаям, родившая женщина еще 40 дней после родов считалась «нечистой». Она находилась в комнате вместе с матерью и не должна была выходить на улицу, ходить босиком. Строго следили за тем, чтобы в эти дни не оставались на ночь висеть пеленки - роженица могла стать «черптисана» (у нее будет болеть голова, пропадет молоко). Она не выходила после захода солнца со двора и не оставляла ребенка одного в комнате. Если возникала такая необходимость, то рядом с младенцем оставляли ножницы или нож. Для только родившегося ребенка и его матери некоторое время необходимы были определенные охранительные действия от «сглаза» и «порчи».
Мать до 40 дней носила красную нитку на талии, а ребенку завязывали ниточку па руке. Роль оберега выполнял также чеснок, который клали новорожденному в колыбель. Нередко ребенку вешали на шапочку с теми же целями «намисто» или к одежде крепили мешочек с травами (мускичка - торбочка, бусилик и фесля - травы). По истечении указанного срока, роженица шла в церковь на молитву. После этого существовавшие ограничения снимались.

Крестины (кръштеика)

Крестины (крьштеика). Мальчика принято было крестить на 40-й день, а девочку на 30-й. Если в семье дети часто умирали, то ребенка крестили сразу же в день его рождения либо на следую­щий. Нередко такие обряды сопровождались троекратным погру­жением младенца в воду бабой.
Крестными родителями ребенка были кръстники - семейная пара. Функции кръстников передавались от отца к сыну по наследству. Родителей ребенка по отношению к кръстникам назы­вали кумцалш. Подкумами - сестер и братьев кръстников.
В церковь крестить ребенка несла кума, она же брала с со­бой отрез материи (кръзма). За крещение расплачивался кум либо отец ребенка. Мать при крещении не присутствовала. Ребенок до крещения считался «не­чистым», поэтому вода, в которой его купали, выливалась туда, где люди не ходили.
Показателен был и выбор имени ребенку. Если он родился на большой религиозный праздник, то его называли в честь данного святого. В других же случаях соблюдалась следующая традиция: первому сыну давали имя деда по линии отца, второму - по линии матери. Аналогично поступали и с девочками. Эти обычаи начи­нают забываться с середины XX века, но в некоторых болгарских селах существуют и сейчас.
Вечером, по случаю крещения ребенка, устраивали обед. Каждый пришедший приносил подарки, курицу, хлеб. Кръсники приносили одеяльце, шапочку и другие подарки для ребенка. На крестины готовили курбан, а в пост - только постные блюда. Обя­зательно на крестины делали нитку. В противном случае, счита­ли, что ребенок никогда не женится.
Кумовья поддерживали отношения друг с другом. Кумец про­ведывал крестных родителей на Великден (Пасху), Масленицу.
Когда ребенок делал первые шаги, пекли пристапулку - ма­ленькую лепешку, которую мазали медом. Согласно обычаю, эту лепешку должны съесть родители, пробежав с ней на три дома вперед от своего жилья. В других болгарских селах лепешку раз­давали всем соседям на пять домов вперед от своего дома.
Отмечали также и первую годовщину рождения. Раньше это был единственный день рождения, все остальные отмечались как именины - день ангела. В этот день, согласно болгарскому обы­чаю, кръстник должен был впервые подстричь ребенка. Перед малышом могли раскладывать различные предметы и загадывать, кем будет ребенок, когда вырастет - это зависило от того, что он возьмет.
Анна Бугрий
По материалам сайта: http://kamenka.cwx.ru/Tradition.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий