суббота, 21 июля 2012 г.

КАРАИМЫ

Прародителем караимского народа принято считать Анана бен Давида -  создателя религиозного течения, основанного на Ветхом Завете и отрицании более поздних толкований Священного Писания, в том числе и Талмуда.  Своего Бога ранние караимы называли именем древнетюркского божества – Тенгри, хотя почитали Иисуса Христа и Мухаммеда великими пророками. 
 Письменость в далеком прошлом имели арамейскую, а впоследствии для своего языка, очень похожего на крымскотатарский, применили  кириллицу. 


Этот народ хоть и исповедует караимизм, но в кровном родстве с еврейской нацией не состоят. 
«Люди Писания» - так дословно переводиться название религиозной секты первых караимов. А зародилась она в VII веке в Месопотамии, в провинции Вавилония Арабского халифата.
Огюст Раффе (1837г.).
Караимы города Феодосии (Каффы)
Богатую еврейскую общину этой провинции возглавлял экзиларх ( светский лидер, который должен был представлять еврейскую общину перед властями) с весьма широкими полномочиями, включавшими сбор налогов, административную власть и решение всех религиозных вопросов. Все вавилонские экзилархи считались прямыми потомками  дома Давидова, поэтому власть их передавалась по наследству. Во второй половине  VII векаместо умершего главы общины должен был занять его старший сын – Анан бен Давид. 
Юноша к тому времени окончил престижную ешиву 
( высшую талмудическую школу, в которой глубоко исследовали Тору и Вавилонский Талмуд) и подходил на важную и почетную должность по всем статьям, кроме одной, - он был членом одной из Вавилонский сект – секты, которая категорически отрицала Талмуд, а вместе с ним и авторитет раввинов составившего его и авторитет раввинов как таковой. Только Тору сектанты считали священной книгой, а пророков – избранными людьми, устами которых говорил сам Бог свою волю сынам израилевым. Высший совет общины отклонил кандидатуру Анана бен Давида и предпочел его младшего брата Хананию. Анан возглавил еврейскую секту , членов которой его последователь Муса аль-Наманди из Персии назвал «караимами», или людьми Писания.
Караимский уголок в Бахчисарайском музее.
Сефер Тора, копия "Авне Зиккарон",
редкие книги из караимской
типографии в Чуфут-Кале.
 Религиозное течение караимов распространилось по свету: из Вавилонии в Палестину, затем в Египет, Сирию, Испанию и Византию. Расцвет его продолжался около трех столетий, которые подарили миру множество философов, поэтов, составителей молитв, грамматиков и учёных.
Бытует мнение, что именно благодаря караимам шестиконечный щит Давида стал общеупотребительным еврейским символом . Иудеями караимы были гонимы, поставленные вне закона они были вынуждены бежать, религиозный центр в начале был перенесен в Византию, а от туда к северу – в Крым, Литву и Волынь.
В Крыму караимы появились задолго до этого, об этом говорят древние  надгробные плиты датированные 6 г. н.э.  И в отличии от караимов - сектантов они не состояли в кровном родстве с еврейской нацией, а были сплавом местных народностей – сарматов, аланов с кочевыми тюрками, пришедшими на полуостров в гуннское время , а может и более раньше. Не исключено, что даже само имя «карай» или «караим», взятое  крымскими караимами, не имеет ничего общего с названием приверженцев Анана Давида, а восходит корнями в весьма отдалённой эпохе. Хотя чаще всего его связывают не с этнической принадлежность, а с исповеданием караимизма – учения, нашедшего последователей среди разных народов: евреев, русских (кубанских казаков и жителей Поволжья, Астраханской губернии), тюрков ( хазар и кипчаков).
Этот необычный народ живет рядом с нами. Но в последнее время,  численность его неумолимо сокращается: если в Крыму в 1800 году насчитывалось 4 тыс. караимов, к 1914 году – количество возросло до 8 тыс. человек, то ко времени установления советской власти  на полуострове было 5526 человека, а концу 1926 года – времени расцвета общественной жизни караимов – 4213 человека.  

 Вероника Антонова

По материалам статьи Ольги Котеневой "Этнические сокровища Крыма. На стыке ислама, христианства и язычества" // Первая Крымская. - 2009. - № 295. - 9 -15 октября.

Комментариев нет:

Отправить комментарий